Агон

(греч., во множ. числе Agones). Так называлась у греков всякая борьба или состязание, но главным образом агонами обозначались игры, происходившие по поводу религиозных или политических празднеств. Мы находим их у греков еще в доисторические времена; так, Напр., при осаде Трои в честь павшего Патрокла устраиваются состязания. В историческое время почти каждый значительный город Греции имел свои периодические игры, происхождение которых по большей части находится в связи с национальной мифологией. С VIII в. до Р. Х. 4 таких агонов обратились в настоящие национальные празднества; это именно: Олимпийские игры (с 776), Пифийские (с 586), Истмийские (с 582) и Немейские (с 573). Кроме развития физических сил и мужества, эти игры, главным образом, содействовали усилению национального самосознания эллинов, так как участие в них строго запрещалось варварам, т. е. неэллинам. Победители (гиероники) прославлялись в песнях и увековечивались в произведениях пластики. Олимпийские и Пифийские игры праздновались каждые 4, а Истмийские и Немейские — каждые два года.
Состязания, главным образом, были гимнастические; они заключались в беге на колесницах, простом беге, кулачном бою, борьбе, прыганье и бросании диска и копья. На Пифийских, Истмийских, Немейских и многих местных играх происходили и состязания в музыке, пении и танцах, а на празднествах в честь Диониса давались драматические представления. Агоны происходили по предначертанной программе, за соблюдением которой смотрели агонофеты (гелланодики в Олимпии); последние должны были также разбирать возникшие несогласия и присуждать призы, которые состояли в лавровых или оливковых венках, во внесении имени победителей в публичные списки или в различных ценных предметах и денежных суммах. Со времен Александра Македонского эти состязания все более теряют свое национальное значение и распространяются во всех странах с греческою цивилизацией, как, Напр., в М. Азии, Сирии и Египте, где получают характер обыкновенных публичных представлений. В Риме они держались во все время империи до окончательного торжества христианства. Олимпийские игры были уничтожены Феодосием в 394 г. См. Краузе, "Gymnastik und Agonistik der Hellenen" (2 т., Лейпц., 1841).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Look at other dictionaries:

  • Агон — (греч. ’αγων, борьба, состязание) словесный спор, столкновение мнений, композиционный элемент древнеаттической комедии; начало А. в словесных диспутах в трагедиях Еврипида. В комедии это часть, идущая за пародом (см.) и заключающая спор… …   Литературная энциклопедия

  • агон — сущ., кол во синонимов: 1 • состязание (40) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Агон — (греч. – борьба, состязание) – отличительная черта древнегреческого быта – неудержимое стремление к любым состязаниям, почти во всех сферах жизни. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 …   Энциклопедия культурологии

  • Агон — Дискобол Мирона …   Википедия

  • агон-сю — одна из наиб. популярных т. н. новых религий Японии, делающих упор на религ. фундаментализм, мистицизм, разл. виды магии. Основана в 1978 Кирияма Ясуо, последователем эзотерич. буддизма школы Сингон сю. Сочетает проповедь ранних будд. текстов… …   Буддизм

  • Агон —         (греч. agon), в Др. Греции состязания, в т. ч. музыкальные, составлявшие часть торжеств. игр (Пифийских и др.). Различались А. в пении под сопровождение кифары (кифародический A.), авлоса (авлодический A.), в игре на кифаре… …   Музыкальная энциклопедия

  • Агон — (греч. состязание, борьба)    осн. вид публ. выступления в антич. общ ве, вся жизнь к рого была пронизана принципом состязательности. А. были спортивные, музыкальные, поэтические, драматические. В гр. драме А. речевая сцена, в к рой состязаются в …   Античный мир. Словарь-справочник.

  • Агон —          отличит. черта греч. быта неудерж. стремл. к любым состязаниям почти во всех сферах обществ. жизни. Гл. роль играли спортив. (гимнастич.) художеств. (поэтич. и муз.) и конные соревнования. А. или агонистикой назыв. просто стремл. к… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Агон —         (греч. борьба, состязание). Отличительная черта греч. быта неудержимое стремление к любым состязаниям почти во всех сферах обществ, жизни. Гл. роль играли спортивные (гимнастич.), художеств, (поэтич. и музыкальные) и конные соревнования.… …   Словарь античности

  • агон — у, ч. У Стародавній Греції – змагання, в т. ч. музичні, які відбувалися під час урочистих ігор …   Український тлумачний словник

  • агон — (грч agon борба) 1. кај старите Грци мегдан, натпреварување во витешки игри, 2. дел од старогрчка драма во кој меѓу застапниците на различни мислења доаѓа до борба и до натпреварување со зборови, обично со …   Macedonian dictionary

  • Агон — (греч. agon) состязание, борьба, спорт, опасность, соревнование, соперничество, пронизывающие все сферы жизни древних греков: военную, спортивную, культурную, политическую, судебную. Но отчетливо проявляется соперничество и напряжение уже на… …   Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

  • агон — простетическая группа …   Cловарь химических синонимов I

  • АГОН — (греч.), то же что состязание; музыкальный а. занимал важное место в торжественных играх древней Греции, в особенности на Пифийских играх …   Музыкальный словарь Римана

  • "Агон" — АГÓН ( Agon ), одноактный балет в 3 частях. Комп. И. Ф. Стравинский. 1.12.1957, Нью Йорк сити балле , в Нью Йорк сити сентер , балетм. Дж. Баланчин, худ. по свету Н. Порчер; исполнители – М. Хейден, Д. Адамс, А. Митчелл, Т. Болендер и другие …   Балет. Энциклопедия