Берг, Михаил Юрьевич

Михаил Берг
MBWIKI 1.jpg
Дата рождения:

15 июня 1952(1952-06-15) (60 лет

)
Место рождения:

Ленинград, СССР

Гражданство:

Flag of the Soviet Union.svg СССРFlag of Russia.svg Россия + Flag of the United States.svg США

Род деятельности:

прозаик, критик, фотограф

Направление:

русский андеграунд

Жанр:

постмодернизм

Дебют:

первые рассказы из цикла «Неустойчивое равновесие» были написаны в 1974 году, первая публикация на Западе — 1980 (эссе «Веревочная лестница», журнал «Эхо»), первая публикация на родине роман «Вечный жид» (1990

).
Премии:
Официальный сайт mberg.net

Михаи́л Ю́рьевич Берг (род. 15 июня 1952, Ленинград) — русский писатель, критик, культуролог, публицист. Яркий представитель русского постмодернизма

.

Содержание

Биография

Закончил 30-ю физико-математическую школу[1] и факультет «Теории информации» Ленинградского института авиаприборостроения (1975). Работал программистом, экскурсоводом, библиотекарем

.

После первых публикаций на Западе («Веревочная лестница» (1980, парижский журнал «Эхо») под давлением советских властей был уволен отовсюду и до перестройки работал кочегаром

.

Ни одной публикации в СССР, до 1990 печатался только в самиздате и в русских эмигрантских журналах. Был активным деятелем нонконформистской культуры. С конца 1980-х вместе с Михаилом Шейнкером издавал и редактировал первый негосударственный литературный журнал «Вестник новой литературы» (1989—1995, премия «Малый Букер», 1992

).

Как теоретик культуры занимается проблемами символической экономики. Докторская диссертация «Литературократия. Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе»[2][3](Хельсинкский университет, 2001). Последние годы сотрудничает с Гарвардским университетом (Кэмбридж, США). Неоплачиваемый сотрудник Дэйвис Центра Русских Исследований

.

В январе 2010 был награжден международной премией Русского Зарубежья «Franc-Tireur»."The Franc-Tireur Silver Bullet 2010 is presented to Michael Berg for the Corpus of His Works". Многие недавние работы бели изданы издательством Lulu

.

Помимо литературных работ, Берг создал несколько серий фотоизображений, тяготеющих к эстетике московского концептуализма и получивших от старшего поколения концептуалистов высокую оценку

.

Член Исполкома Русского ПЕН-центра. Также тесно сотрудничает с американской правозащитной организацией «Human Rights First», поддерживая их инициативы по защите прав журналистов и критиков тоталитарных и авторитарных режимов

.

Иммигрировал в Соедененные Штаты в 2005 году и поселился в Бостоне. Позже принял американское гражданство

.

Публикации

Автор сборника рассказов «Неустойчивое равновесие» (19741977), романа «Отражение в зеркале с несколькими снами» (1979), популярного в кругах ленинградской «второй» культуры и многократно арестовывавшегося при обысках в нонконформистской среде, романа-антиутопии «Возвращение в ад» (1980

).

После важной работы эссе-коллажа «Веревочная лестница» (1980), названной критиком А. И. Степановым, «узловой станцией в творчестве писателя», [4] среди его новых стилистических приемов все отчетливее проявляются концептуалистские и постмодернистские мотивы. Это романы «Вечный жид» (1980) (Н. Тамарченко в «Новом литературном обозрении» сравнивает этот роман с «Евгением Онегиным»[5]и утверждает, что, «будучи по всем признакам „ироническим дискурсом“, он одновременно рассчитан и на самое серьёзное восприятие»

).

С романа «Между строк, или читая мемории, а может, просто Василий Васильевич» (1982) начинается особый, созданный Бергом «жанр нового биографизма», когда героями романов, часто с авантюрным сюжетом, становятся известные литераторы, скажем, В. В. Розанов в «Между строк…». Или Д. Хармс и А. Введенский в «Рос и я». «Между строк…» получил самую благожелательную оценку критиков. Так Е. Голлербах писал: «Отказавшись от архаичного и бессмысленного по сути идеологизирования, Берг сосредотачивает внимание на формальных поисках. Его проза виртуозна, стилистически изощренна, автор показывает себя блестящим учеником Набокова, и в своем творчестве он достигает такого мастерства, которому, возможно, решился бы позавидовать и сам учитель».[6]

В романе «Момемуры» (1984)[7], который последовательно номинировался на премии «Букер», «Северная Пальмира», премию им. Андрея Белого и попадал в шорт-лист, тщательно исследовался феномен советского андеграунда за несколько десятилетий. В 2009 вышло в свет новое издание романа с обзорными статьями и пространными комментариями Н. Климонтовича, Б. Останина, М. Шейнкера, М. Успенского

.

Критиками и переводчиками был отмечен и роман «Рос и я» (1986), пожалуй, наиболее частно цитирующийся при разговоре о постмодернистской прозе и вошедший во многие, в том числе школьные и университетеские монографии[8]. Затем последовали «Черновик исповеди. Черновик романа» (1986, 1991), «Последний роман» (1993)[9] и роман «Несчастная дуэль» (1999) (история о Пушкине, или о поэте X**, который убивает на дуэли барона Д., оказавшегося женщиной), также номинировавшийся на наиболее заметные российские литературные премии[10]

.

Помимо художественных экспериментов, писатель, начиная с 1900-х стал автором большого числа научных и критических статей и эссе, переведенных на многие европейские языки, а частности, немецкий, шведский, финский, итальянский, сербский, польский, английский. Он сотрудничал с рядом европейских газет, таких как «Welt am Sonntag», новыми русскими газетами «КоммерсантЪ» и «Русский телеграф», с либеральными еженедельниками типа «Московских новостей» и «Часа пик», с радиостанцией «Свобода», корреспондентом которой Берг был с 1995 по 2005 год

.

В 2005 опубликовал резко оппозиционный памфлет «Письмо президенту», получивший широкий резонанс и переведенный на ряд европейских языков.[11][12][13][14][15][16][17]

В 2006—2010 годах написал серию очерков «Письма о русском патриотизме», «Письма из Америки», «The Bad еврей», ряд статей о проблемах «нового конформизма» в неподцензурных СМИ: «Грани», «ЕЖ», «Стенгазета», в газете «Дело», вызвавших горячую полемику в оппозиционной среде. Участники полемики не известны (требуются ссылки

).

После переезда в США начал писать о местной политической и культурной жизни, толком в ней не разобравшись

.

Автор ряда антисемитских и антииммигрантских статей. В этих статьях Берг обвиняет еврейскую иммиграцию в расизме и в отсутсвии культурных ценностей. Также чернит Американскую Еврейскую общину, повторяет антисемитские обвинения в непропорциональном влянии на Американское государство. [18][19]

Конфликт между Израилем и террористическими организациями в секторе Газа в ноябре 2012 года послужил поводом для анти-Израильского пасквиля[20], где Берг обвинил Израиль в черезмерной жестокости и предложил перенести Израиль в пустыню Неваду

.

Награды

Библиография

Научные публикации и изображения

Выставки

Примечания

  1. Тридцать лет спустя. Звезда (1997). Архивировано из первоисточника 2 марта 2012. Проверено 11 января 2011.
  2. Дмитрий А. Пригов. Власть властителей дум. Итоги (2000). Архивировано из первоисточника 2 марта 2012. Проверено 11 января 2011.
  3. Игорь П. Смирнов. Одиночки и спорщики в литературном поле. Независимая газета (2000). Архивировано из первоисточника 2 марта 2012. Проверено 11 января 2011.
  4. А. Степанов. Послесловие (к прозе М. Берга). Обводный канал №4 (1983). Архивировано из первоисточника 2 марта 2012. Проверено 12 января 2011.
  5. Н. Тамарченко. Спор о Боге и личности в эпоху утраченной простоты. Новое литературное обозрение (1995). Архивировано из первоисточника 2 марта 2012. Проверено 12 января 2011.
  6. Евгений Голлербах. Жизнь всерьез, но в новом свете. Смена (1990). Архивировано из первоисточника 2 марта 2012. Проверено 12 января 2011.
  7. Ирина С. Скоропанова. Феномен андеграунда в статьях и прозе Михаила Берга. Русский постмодернизм (2001). Архивировано из первоисточника 2 марта 2012. Проверено 12 января 2011.
  8. И. С. Скоропанова. Культурфилософская тайнопись Михаила Берга. Русская постмодернисткая литература (2001). Архивировано из первоисточника 2 марта 2012. Проверено 12 января 2011.
  9. Андрей Немзер. Последняя у попа жена. Сегодня (1994). Архивировано из первоисточника 2 марта 2012. Проверено 12 января 2011.
  10. Сергей Васильев. Урод Муму, поэт Х** или маленькая Вика. Итоги №39 (2000). Архивировано из первоисточника 2 марта 2012. Проверено 12 января 2011.
  11. Лев Рубинштейн. Лети с приветом. Grani.ru (2006). Архивировано из первоисточника 2 марта 2012. Проверено 12 января 2011.
  12. Анн Кольдефи. Близнец президента. Русская мысль (2006). Архивировано из первоисточника 2 марта 2012. Проверено 12 января 2011.
  13. Елена ГАРЕВСКАЯ. Несходство сходного. Культура (2006). Архивировано из первоисточника 2 марта 2012. Проверено 12 января 2011.
  14. Ян Левченко. Куда деваться?. Русский журнал (2005). Архивировано из первоисточника 2 марта 2012. Проверено 12 января 2011.
  15. Дмитрий Травин. Письмо президенту. Дело (2005). Архивировано из первоисточника 2 марта 2012. Проверено 12 января 2011.
  16. Петр Дейниченко. Парень с соседней улицы. Книжное обозрение (2005). Архивировано из первоисточника 2 марта 2012. Проверено 12 января 2011.
  17. Александр Пронин. В своем репертуаре. Город (2006). Архивировано из первоисточника 2 марта 2012. Проверено 12 января 2011.
  18. ГОЛОСУЙ НЕ ГОЛОСУЙ — ВСЕ РАВНО ПОЛУЧИШЬ РУБЛЬ. «ЕЖ» (2012). Архивировано из первоисточника 5 ноября 2012. Проверено 26 октября 2012.
  19. ЭМИГРАЦИЯ ВСЕЙ СТРАНЫ. «ЕЖ» (2012). Архивировано из первоисточника 5 ноября 2012. Проверено 26 октября 2012.
  20. ИЗРАИЛЬ VS. ПАЛЕСТИНА. «ЕЖ» (2012). Проверено 22 ноября 2012.
  21. Дмитрий Александрович Пригов. Счет в гамбургском банке. Новое литературное обозрение (1998). Архивировано из первоисточника 2 марта 2012. Проверено 12 января 2011.
  22. Свен Спикер. Литературократия. Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе. Новая русская книга (1998). Архивировано из первоисточника 2 марта 2012. Проверено 12 января 2011.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

Look at other dictionaries: