ГОСУДАРСТВО

важнейший орган политич. власти в клас. обществе; в отношении господств, классов Г. выступает как особый орган, управляющий общими делами этих классов, в отношении к их противникам (в эксплуататорском обществе - в отношении к большинству населения) - как орудие подавления. Характер и цели Г. определяются в конечном счете экономич. строем общества; как политич. надстройка над базисом Г. играет важную роль в жизни общества, оказывая, в частности, обратное воздействие и на ход экономич. развития. Г. - важнейшее, но не единств, звено в системе политич. организации клас. общества: в нее входят также партии и др. орг-ции. Однако именно Г. принадлежит высшая власть в обществе (суверенность гос. власти). Г. характеризуется наличием особой системы спец. органов и учреждений (армия, суд, полиция, органы управления и др.), образующих гос. механизм. Как ни различен аппарат Г. в разных ист. условиях, без него оно не может выполнить своего назначения. Г. невозможно и без права.
Г. - ист. категория. При родовом строе, когда не было частной собственности и классов, общество обходилось властью авторитета, обществ. мнения. С появлением частной собственности и расколом общества на враждебные классы возникает орган клас. господства - Г.; власть и сила авторитета заменяются авторитетом и силой власти, устанавливается характерное для Г. терр. деление населения, появляется публичная власть, к-рая уже не совпадает непосредственно с населением, а отделяется от него, становится над обществом; аппарат власти все более усиливается по мере того, как обостряются клас. противоречия, и по мере того, как соприкасающиеся между собой гос-ва становятся больше и населеннее.
В течение длит. времени Г. существовало только как эксплуататорское Г. -сначала рабовладельческое, затем феодальное и, наконец, буржуазное. Как бы ни были значительны различия между ними, их объединяет то, что все они, охраняя производств, и политич. отношения, осн. на частной собственности на орудия и средства произ-ва, представляют собой диктатуру эксплуататорского меньшинства над эксплуатируемым большинством и в этой связи выступают как аппарат клас. насилия, как машина для подавления сопротивления эксплуатируемых.
Возникновение и развитие социалистич. Г. - высшего ист. типа Г. - привели к серьезным изменениям в его существ, чертах. Даже на первом этапе своего развития - в период перехода от капитализма к социализму, когда социалистич. Г. сохраняет характер клас. господства, являясь Г. диктатуры пролетариата, его принципиальная новизна состоит в том, что оно представляет собой власть трудящегося большинства над сопротивляющимся эксплуататорским меньшинством. При этом оно представляет собой диктатуру временную, осуществляемую Г., осн. цель к-рого состоит в творческой работе по преобразованию общества. С полной и окончат, победой социализма и переходом к строительству коммунизма диктатура пролетариата перестает быть необходимой и Г. диктатуры пролетариата превращается в общенар. Г. К нему уже неприменимо определение Г. как орудия клас. господства. С построением развитого коммунистич. общества внутри страны и победой и упрочением социализма на междунар. арене Г. отомрет. На смену ему придет коммунистич. обществ. самоуправление.
Заслуга раскрытия сущности Г., закономерностей его возникновения, развития и отмирания принадлежит К. Марксу и Ф. Энгельсу, выводы к-рых были развиты и обогащены в новых ист. условиях В. И. Лениным, последующим практич. и теоретич. опытом мирового коммунистич. движения (важнейшие труды, специально посвященные проблеме Г.: Энгельс Ф., "Происхождение семьи, частной собственности и государства", Ленин В. И., "Государство и революция"; См. также: лит. при данной ст.). Новые положения о Г. в период развернутого строительства коммунистич. общества, развивающие марксистско-ленинское учение о Г., сформулированы в Программе КПСС (1961).
Бурж. науке удалось собрать известный ист.-фактология, материал о Г. Однако вопрос о сущности Г. и закономерностях его развития настолько остро затрагивает интересы буржуазии, боящейся признать классово-эксплуататорский характер своего Г. и необходимость замены его социалистич. Г., что бурж. наука оказывается не в состоянии дать на него правильный ответ. При внеш. разнообразии бурж. учений о сущности Г. их объединяет идеалистич. истолкование Г., стремление рассматривать Г. вне связи с экономич. строем общества и клас. борьбой - надклассовая трактовка Г., что представляет собой попытку создать общетеоретич. основу для провозглашения "надклассовости" бурж. Г. Все эти учения могут быть сведены к неск. осн. направлениям. Одно из них пытается дать биологизированную трактовку Г. (ор-ганич. и психологич. теории). Напр., органич. теория (англ. социолог Г. Спенсер, швейц. государствовед И. Блюнчли, швед Р. Челлен) изображает Г. в виде особого живого организма, переносит на него биологич. законы, оправдывая тем самым как естеств. явления угнетение масс эксплуататорским Г., экспансионистские устремления империалистич. держав ("борьба за существование"). Другое направление для маскировки социально-экономич. основы Г. ограничивается его юридич. трактовкой, при к-рой Г. рассматривается исключительно как правовое явление (мн. нем. правоведы и историки 19-20 вв. - такие, как О. Гирке, Г. Белов, совр. нормативистская школа права - правовед Х. Кельзен и др.). Сугубо формальный характер носит и широко распространенное в бурж. юридич. лит-ре определение Г. как совокупности населения, терр. и власти. Третье направление рассматривает Г. как порождение особого духовного начала, "идеи Г." (неогегельянские, неокантианские, феноменологические и др. концепции в философии Г.), превращая, т. о., бурж. Г. в нечто соответствующее высшим человеческим духовным началам. Четвертое направление носит откровенно теологич. характер. Если в свое время буржуазия в гос.-правовых теориях просветителей 17-18 вв. и особенно в теории общественного договора отказалась от теологич. взглядов на Г., то ныне она вновь вернулась к ср.-век. доктринам о "божеств." происхождении и сущности Г. (католич. доктрины - неотомизм и др.).
Поскольку капиталистич. система, в силу клас. антагонизмов, не может существовать без охраны ее Г., бурж. наука провозглашает Г. вечным, обязательным для всякого цивилизованного общества, искажая, т. о., ист. перспективу.
Бурж. наука отрицает закономерный процесс возникновения Г. как результата клас. антагонизмов. Представители т. н. теории насилия (Л. Гумплович, К. Каутский, Ф. Оппенгеймер) утверждают, Напр., что Г. появляется в результате завоевания - покорения земледельч. племен воинств, кочевниками-скотоводами; для управления побежденными победители создают Г., к-рое по мере сглаживания различий между теми и другими теряет характер организации господства. В действительности завоевание никогда не было первопричиной Г., к-рое не представляет собой силы, извне навязанной обществу; в конкретных ист. условиях завоевание лишь содействовало возникновению гос. власти, когда внутр. развитием общества для этого уже были подготовлены необходимые условия. Не соответствует ист. фактам, и т. н. теория миграции, согласно к-рой Г. образуется в одном каком-то месте (предположительно, Др. Египет), а оттуда в порядке заимствования распространяется по всему свету. Реакц. расистские теории делят народы на "способные" и "не способные" к государственности (отсюда реакц. норманская теория происхождения рус. Г.). Еще более откровенно идеалистич. характер носит широко распространенная ныне концепция, объясняющая появление Г. наличием в человеч. психике особых стремлений к власти и подчинению. Модернизируя старую т. н. патриарх, теорию происхождения Г., согласно к-рой Г. есть не что иное как разросшаяся семья (Аристотель, англ. политич. писатель 17 в. Р. Филмер), отд. представители психологич. концепции утверждают, что Г. возникает как результат воспроизведения в человеч. психике "отцовского символа".
Рабовладельческое Г. было первым ист. типом Г. Возникновение первых рабовладельч. Г. относится к кон. 4 - нач. 3-го тыс. до н. э. (Г. в Др. Египте и на терр. Двуречья); несколько позднее возникли Г. в долине Ганга, в Передней Азии, в басе. Эгейского м., в долине р. Хуапхэ. Их возникновение повсеместно было связано со становлением клас. общества, рабовладельч. отношений (См. Рабовладельческий строй). Вопрос о происхождении Г. в странах Др. Востока сложный, далеко еще не решенный полностью наукой. Возникновение Г. являлось здесь нередко очень длит. процессом, охватывавшим неск. столетий; в течение длит. времени Сохранялись пережитки родового строя и его органов. По-видимому, первичными, самыми ранними гос. образованиями повсеместно были небольшие города-Г. (этот самый ранний этап возникновения Г. лучше всего исследован на материалах Др. Двуречья). Гос. аппарат в пределах такого первичного города-Г. возникал первоначально из органов разлагавшегося родового строя (военной демократии) - таких, как совет старейшин, нар. собрание, вождь-полководец и приближенные к нему лица и воен. дружина, вождь-жрец и т. д., сохранявшихся, но преобразовывавшихся и приспосабливавшихся к условиям клас. обществ. отношений. Постепенно, с развитием рабовладельч. отношений, Г. усложняется. Первичные мельчайшие гос. образования уступают место более крупным, создававшимся обычно в ходе упорной борьбы городов-Г. за гегемонию, путем завоевания, в борьбе с местной родовой аристократией. При этом вождь-полководец (ныне царь, фараон) становился вместе со своим чиновным и воен. аппаратом выше органов отд. общин (подчиняя себе и храмовые х-ва общины с их аппаратом). В речных долинах, в обществах, х-во к-рых базировалось на искусств, орошении, складываются деспотич. рабо- владельч. Г. Др. Востока (См. Деспотия) - Др. Египет, Вавилония и др. Г. Двуречья, империя Цинь в Др. Китае. Эти деспотич. Г., формировавшиеся на базе объединения ирригац. системы к.-л. одного речного басе, существовали длит. время, носили более или менее устойчивый характер. Иную разновидность Г. представляли такие деспотич. рабовладельч. Г., как Ассирия, Перс, держава Ахеменидов. Это были воен.-адм. империи, не имевшие общей экономич. основы, созданные силой оружия и силой оружия поддерживавшие господство рабовладельч. знати государства-завоевателя. Они представляли собой насильств. объединение различных по уровню своего развития стран и областей, были непрочными. На Др. Востоке существовали и такие Г., к-рые не носили деспотич. характера, где цари делили власть с советами знати (Хеттская держава, мн. финикийские города-Г.).
В странах Средиземноморского басе. - Др. Греции, Риме - особо благоприятные условия создались для исключит, подъема и сравнительно длит. самостоят. существования городов-Г. - полисов (лат. civitas), ставших наиболее характерной формой гос. образования античности. Полисы представляли собой демократич. (напр., Др. Афины) или аристократич. (напр., Др. Рим) республики. Их существование было связано с антич. формой собственности (См. Античность). Однако и здесь развитие рабовладельч. строя, потребности хоз. развития антич. мира, рост товарного произ-ва, эко-номич. связей постепенно вели к образованию более крупных гос. объединений. Наряду с союзами городов-Г. (Напр., Этолийский союз, Ахейский союз, Италийская федерация под гегемонией Рима) возникают крупные государства - такие, как эллинистич. Г. (Птолемеевский Египет, гос-во Селевкидов) и, наконец, Римская средиземноморская держава. В эллинистич. Г. сочетались черты вост. военно-адм. деспотич. империй с системой самоуправляющихся рабовладельч. городов (См. Эллинизм).
По мере развития рабовладельч. отношений и усложнения форм рабовладельч. Г. происходит и усложнение гос. аппарата. Возникают налоговая система, судопроизводство, постоянное войско из профессиональных воинов и т. д. Усложнение гос. форм и гос. аппарата особенно отчетливо видно на примере истории Рим. гос-ва. Первоначально - это аристократич. республика со сравнительно несложным гос. аппаратом, типичным для города-Г. (сенат, магистратура, полиция). С превращением Рим. гос-ва в результате завоеват. войн в крупнейшую средиземноморскую державу, с огромным увеличением числа рабов, ростом имуществ. неравенства и обострением клас. борьбы прежние гос. формы не могли обеспечить интересы более или менее широких кругов рабовладельцев. Происходит переход от республики к империи; социальной базой императорской власти становятся рабовладельцы не только Италии, но и всего Средиземноморья (См. Принципат, Доминат). Возникает тенденция к типичному для вост. деспотич. гос-в обожествлению власти монарха. Растет императорский бюрократич. аппарат, значит. часть к-рого составляют сборщики налогов; для подавления восстаний рабов и колонов, завоевания и удержания в повиновении рим. провинций содержится огромная постоянная армия. Рим. Г. периода поздней империи представляет собой орган господства крупнейших земельных магнатов и небольшого слоя городских богачей, громоздкую машину, охранявшую и консервировавшую уже изжившие себя рабовладельч. отношения.
Вне зависимости от весьма существенных различий в структуре различных Г. древности любое из них "...было государством рабовладельческим, все равно - была ли это монархия или республика аристократическая или демократическая" (Ленин В. И., О государстве, См. Соч., т. 29, с. 442).
Феодальное Г. Первая наиболее примитивная форма феод. Г. - раннефеодальное Г. Социальной базой его возникновения был процесс классообразования в результате разложения первобытнообщинного строя и воен. демократии у герм., слав. и др. народов. Раннефеод. Г. возникали как племенные объединения, в к-рых власть короля или князя, выросшая из власти племенного вождя, не располагала сначала сильным адм. или воен. аппаратом, носила в значит. мере патримониальный характер;ее ограничивал "совет магнатов"- представителей складывавшегося класса феодалов. В раннефеод. Г. в течение нек-рого времени сохранялись пережитки органов управления военной демократии (общенар. ополчение, остатки нар. собраний). Формирование раннефеод. Г. у разных народов имело свои особенности, связанные с конкретными условиями генезиса феодализма у этих народов. Так, у тех народов в Европе, где на этот процесс не могли оказывать серьезного влияния остатки рим. государственности (у англов, саксов, скандинавов, зап. и вост. славян), раннефеод. Г. развивалось медленнее, дольше сохраняя пережитки воен. демократии. Там, где переход к феодализму совершался путем синтеза разлагавшихся рабовладельч. и первобытнообщинных отношений (Напр., в Зап. Европе - у франков, вестготов, лангобардов), хотя в ходе завоеваний был произведен слом рабовладельч. Г., остатки рим. государственности, сохранившиеся на завоеванных терр. (влияние рим. права и т. д.), ускоряли развитие феод. Г. Там, где (как в Византии) не было произведено разрушения централизованного Г., феод. Г. складывалось постепенно, в процессе перерождения рабовладельч. Г. и приспособления его форм к потребности класса феодалов. Это характерно и для ряда азиатских стран (Напр., Иран при Сасанидах, Китай), где также сохранились как наследие рабовладельч. Г. развитой бюрократич. аппарат и относительно высокая централизация. Относительно высокая централизация Г. объясняется преобладанием на Востоке гос. собственности на землю; здесь Г. непосредственно осуществляло феод. эксплуатацию крестьян, сидевших на гос. землях (путем налогов). Повсюду феод. Г. способствовало складыванию и укреплению феод. отношений. У нек-рых народов раннефеод. Г. принимало форму больших объединений (империя Карла Великого 8-9 вв., Киевская Русь в 9 - нач. 12 вв., Араб, халифат в7-9 вв.). Такие объединения складывались нередко в ходе крупных завоеват. предприятий (См. Арабские завоевания, Монгольские завоевания 13 в.). Когда феод. строй окончательно сложился, рост частной власти крупных феодалов привел к быстрому распаду этих временных объединений, поскольку между отд. феод. владениями отсутствовали экономич. связи. Наступил период феод. раздробленности, когда при формальном сохранении монархии король или князь был лишь "первым среди равных", тогда как реальная политич. власть концентрировалась не у него, а в руках отд. крупных феодалов. Единство класса феодалов по отношению к угнетенному крестьянству и внеш. врагам достигалось с помощью вассалитета и феод. иерархии. С 13 в., в связи с ростом городов, развитием внутр. рынка и обострением клас. борьбы в деревне, во мн. странах Европы происходит постепенная централизация феод. Г., в к-рой оказались заинтересованными как средние и мелкие феодалы, так и горожане. При поддержке этих социальных слоев в этот период королев. власть значительно усиливается за счет ослабления политич. власти отд. крупных феодалов. Одновременно процесс консолидации обще-гос, сословий, происходивший в этот период, привел к возникновению во мн. странах Европы сословно-представит. собраний, к-рые еще более укрепляли позицию королев. власти, хотя и контролировали ее в интересах господств, класса; возникла новая, более централизованная форма феод. Г. - феод. монархия с сословным представительством, или сословная монархия. Монархия была наиболее характерной формой феод. Г., в идеологии господствовали представления о божеств, характере власти монарха; республиками были лишь нек-рые города Европы, иногда представлявшие собой города-гос-ва.
Наибольшей степени централизации феод. Г. достигает в абсолютной монархии (См. Абсолютизм). Эта последняя форма феод. Г. возникает в период разложения феодальных и зарождения капиталистич. отношений, в период позднего средневековья (для Зап. Европы - 16-17 вв.). Вся полнота власти при этой форме Г. консолидируется в руках короля и его бюрократии. Сословно-представит. собрания или ликвидируются (Франция, Испания, Россия), или полностью подчиняются пр-ву (Англия). В основе этой политич. формы лежит новое соотношение сил, возникшее вследствие развития капиталистич. отношений и значит. обострения клас. борьбы как между дворянством и крестьянством, так и между дворянством и нарождавшейся буржуазией: дворянство под угрозой роста экономич. мощи буржуазии и крест. движений сплачивается вокруг своего главы - короля, чтобы сохранить свои доходы и привилегии. Буржуазия, заинтересованная в экономич. и политич. объединении страны, но еще слишком слабая, чтобы взять власть в свои руки, поддерживает королев. власть как оплот против рецидивов феод. сепаратизма. Уже в сословной, особенно же в абсолютной монархии централизованное феод. Г. активно помогает классу феодалов выкачивать дополнит, доходы в свою пользу за счет растущих гос. налогов с крестьянства и горожан. Б. ч. этих налоговых поступлений попадает в руки отд. представителей господств, класса.
В ряде феод. Г. Азии в 16-17 вв. также в известной мере преодолевается феод. раздробленность. Здесь существовали феод. Г. с сильной центр. властью, с многочисл. чиновничеством (Китай периода династии Мин, Индия при Великих Моголах и др.); однако неизжитое господство натур, х-ва и значит. экономич. раздробленность подрывали я их политич. единство. В то же время с зарождением в этих странах элементов капиталистич. отношений и здесь возникает форма Г., близкая к абсолютизму (наиболее отчетливо в Японии), или его отд. черты.
Буржуазное Г. возникает в результате смены феод. обществ.-экономич. формации капиталистической, наиболее радикально - путем бурж. революций, направленных против феод.-абсолютистской монархии и сословного строя, ставших тормозом на пути развития капиталистич. отношений. Там, где буржуазия шла на компромиссы с дворянством (Напр., в Англии), она сохранила монархию и бурж. Г. выступало в форме конституц. монархии; там, где буржуазия добивалась более или менее полного господства, бурж. Г. выступало в форме демократич. республики (парламентской, где пр-во ответственно перед парламентом, или президентской, где пр-во формируется президентом и не несет ответственности перед парламентом, Напр. США). При разнообразии форм (различие между к-рыми в условиях развитого капитализма приобрело в значит. степени формальный характер) сущность этого Г. едина: "...все эти государства являются так или иначе, но в последнем счете обязательно диктатурой буржуазии " (Ленин В. И., Соч., т. 25, с. 385).
Возникновение бурж. Г. было прогрессом по сравнению с предшеств. типами Г. Покончив с феод.-абсолютистским Г., капиталистич. общество установило представит. систему власти (создание бурж.-парл. учреждений), зафиксировало в конституциях ряд демократич. принципов, завершило создание единых нац. Г. там, где это не выполнило феод. Г. (Напр., в Германии, Италии). Но бурж. демократия не изменила антинар. природы политич. власти эксплуататоров. Функция подавления, удержания в повиновении эксплуатируемых остается осн. функцией бурж. Г. Это Г. (в отличие от феод. Г.) уже не стремится насильно поставить каждого трудящегося в сословную зависимость от определенного эксплуататора. Оно закрепляет общие условия капиталистич. эксплуатации (прежде всего капиталистич. собственность на средства произ-ва) и именно этим ставит формально свободного рабочего в экономич. зависимость от капитала. Однако при попытках трудящихся выступить против системы капиталистич. эксплуатации и закрепляющих ее политич. и правовых порядков в ход немедленно пускается открытое, насильств. подавление. Удерживать в повиновении эксплуатируемых бурж. Г. приходится в условиях большей сознательности и организованности трудящихся масс. Отсюда - вынужденное сочетание двух методов отстаивания господства буржуазии: метода насилия и метода уступок, реформ, а также идеологич. воздействия.
Уже на первом этапе своего существования, в период победы и утверждения капитализма, бурж. Г. представляло собой большой и сложный механизм, в основу к-рого лег старый чиновничий и воен. аппарат абсолютистского Г. В ходе завоевания власти буржуазия не сломала этот аппарат, а поставила его себе на службу и усовершенствовала (этот процесс на примере Франции показал К. Маркс в "Восемнадцатом брюмера Луи Бонапарта"). Значит. воен.-бюрократия, аппарата в тот период не было лишь в США и Англии, где буржуазия чувствовала себя достаточно прочно как вовне, так и внутри страны. В механизме бурж. Г. большая роль отводилась парламентам (См. Парламентаризм), к-рые использовались буржуазией не только для создания иллюзии народовластия, но и для контроля над гос. аппаратом, в к-ром сохранялось немало феод. наслоений (особенно при конституц. монархии).
В период империализма и особенно общего кризиса капитализма в бурж. Г. происходят изменения. Аппарат бурж. Г. достигает колоссальных размеров. Это обусловлено: неизмеримо возросшим уровнем клас. борьбы, когда буржуазия вынуждена все время усиливать государственную машину и особенно органы пепосредств. подавления (полиция, органы сыска, армия и т. п.), милитаризацией, ростом гос. вмешательства в процессы произ-ва, обмена и распределения, что не было характерным для бурж. Г. предшеств. периода. Бурж. гос. машина вырастает гл. обр. за счет воен.-бюрократия, аппарата, наличие к-рого характерно для всех империалистич. Г. В частности, Англия и США в период империализма не только скатились в "... болото бюрократически-военных учреждений, все себе подчиняющих, все собой подавляющих" (там же, с. 387), но и вышли в этом отношении, особенно США, на первый план в капиталистич. мире.
На стадии империализма широкое развитие получает государственно-монополистический капитализм, сущность к-рого состоит в активном использовании монополиями подчиненного им гос. аппарата. Гос.-монополистич. капитализм соединяет в единый механизм силу монополий с силой Г. Оно выступает теперь не только в качестве стража общих условий системы капиталистич. эксплуатации, но и оказывается непосредств. участником процесса произ-ва, обращения и распределения '(правительств, потребление продукций монополий, рост гос.-капиталистич. собственности, перерас- пределение нац. дохода в интересах монополий). В результате личной унии (замещение важнейших гос. постов непосредственно монополистами) и др. способов непосредств. подчинения монополиям гос. аппарата он оказывается неразрывно связанным со структурой монополистич. капитализма. Бурж. Г. стало комитетом по управлению делами монополистич. буржуазии, к-рая, полностью захватив осн. материальные средства, не делит ни с кем политич. власть.
В период империализма происходит падение роли парламента в механизме бурж. Г. На первом этапе существования бурж. Г. буржуазия с помощью цензовых рогаток обезопасила себя от участия в парламенте левых сил; в результате упорной борьбы пролетариат расширил рамки избират. права, научился использовать парламентаризм для защиты интересов трудящихся. Даже в тех странах, где монополистич. капиталу удалось закрыть двери парламента для представительства трудящихся, в нем. возможна оппозиция линии финанс. олигархии, когда ее интересы не совпадают с интересами др. слоев буржуазии. В силу этих причин происходит умаление роли парламента в механизме бурж. Г. и усиление за его счет исполнит, власти, правительства, более гибкого и менее гласного органа, опирающегося на бюрократич. чиновничий аппарат. Это особенно характерно для нового периода общего кризиса капитализма, когда у пролетариата появляется возможность использовать парламент для мирного осуществления социалистич. революции. Империалистич. буржуазия стремится осуществить поворот от бурж.-демократич. методов управления к политич. реакции, разорвать рамки законности, установить фаш. и профаш. диктаторские режимы, т. е. укрепить пошатнувшиеся устои капитализма методами террора и насилия. В ряде стран усиливается процесс фашизации в новых формах: диктаторские методы управления сочетаются с фикцией парламентаризма, лишенного демократического содержания и сведенного к чистой формальности; идет наступление на демократические права и свободы.
Внеш. функция империалистич. Г. диктуется стремлением монополистич. капитала к экспансии, захватам рынков и источников сырья, борьбой за передел мира, уже поделенного в предшеств. период. Империалистич. Г. ввергли человечество в две опустошит, мировые войны. Для империалистич. Г. характерно экономич. закабаление более сильными Г. (прежде всего США) более слабых, за к-рым следует политич. ивоен.-стратегич. подчинение (строительство воен. баз и размещение во-оруж. сил); господств, буржуазия ряда капиталистич. Г., вступив в союз с амер. империализмом, приносит в жертву суверенитет своих Г. Внеш. функция капиталистич. Г. находит свое яркое выражение в борьбе против социалистич. Г., в подавлении нац.-освободит. движения. Бурж. Г. периода империализма и общего кризиса капитализма превратилось в реакц. силу, пытающуюся увековечить изжившие себя капиталистич. обществ. отношения.
Видя в Г. гл. опору сохранения своего господства, буржуазия пытается посеять в сознании масс ложные представления о его сущности и роли. Поскольку в ходе ист. развития бурш. Г. выявило перед трудящимися свое подлинное лицо, совр. бурж. и реформистские идеологи широко прибегают к тезису о "трансформации" этого Г., подобно тезису о перерастании капитализма в новый, "народный капитализм". Признается, Напр., что в прошлом бурж. Г. представляло собой не управление народа, а управление народом; но ныне, по утверждению этих идеологов (франц. бурж. государствоведы Ж. Бюрдо, М. Дюверже и др.), гос. власть в бурж. странах в результате всеобщего избират. права превратилась якобы в "народное правление", "чистую демократию" (хотя в действительности массы по-прежнему отстранены от управления Г.). Бурш.-реформистская теория "Государства всеобщего благоденствия", ссылаясь на возросшее вмешательство бурж. Г. в хоз. жизнь, утверждает, что если в прошлом оно "не мешало" капиталистич. эксплуатации, то ныне позиция Г. изменилась; оно стало якобы не только "примирителем классов", но и видит свою цель в уменьшении социального неравенства и защите неимущих классов (амер. бурж. проф. В. Мунд, Д. Белл, австр. правый социалист Ф. Кленнер, амер. ревизионист А. Биттелмен и мн. др.). В действительности вмешательство бурж. Г., подчиненного монополиям, в экономич. жизнь направлено на обеспечение интересов этих монополий (См. Государственно-монополистический капитализм), а отд. социально-экономич. завоевания трудящихся есть результат их ожесточенной клас. борьбы, а не продукт доброй воли бурш. Г. Провозглашение совр. бурж. Г. "Г. благоденствия" часто сочетается с провозглашением его и "правовым Г." (О. Кёльрёйттер и мн. др. зап.-герм, государствоведы); этим лозунгом пытаются прикрыть всевластие огромного полицейско-бюрократич. аппарата, отход империалистич. Г. от принципов демократии и законности. Утверждение, что буржуазное Г. из орудия власти капитала якобы превратилось ныне в самостоятельную, балансирующую над классами силу, ограничивающую и рабочий класс, и капитал, характерно и для ряда ревизионистских авторов.
Г. в странах, освободившихся от колониальной зависимости, имеет существ, отличит, черты. Превращение в колонии или полуколонии мн. стран Азии, Африки и лат. Америки повлекло за собой и лишение этих стран государственности, гос. суверенитета (или существ, ограничение его). Крушение системы колониализма под натиском национально-освободительного движения, происходящее в период общего кризиса капитализма, сопровождается рождением новых, суверенных Г. Только за 1945-62 в Азии и Африке возникло свыше 40 новых суверенных Г. Большинство стран, освободившихся от колониальной зависимости, еще не вырвалось из мирового капиталистического хозяйства, хотя и занимает там особое место; это - все еще эксплуатируемая капиталистич. монополиями часть мира. Вместе с тем многие из них отличает антиимпериалистический характер, деятельность, направленная на ликвидацию последствий колониального гнета, значительная активность освобожденных от политического бесправия масс.
С точки зрения гос. форм большинство новых суверенных Г. - республики. Однако нек-рые Г. являются конституц. монархиями (Напр., Ливия, Марокко и др.). В новых конституциях большинства Г. провозглашаются осн. демократич. права и свободы граждан, а также всеобщее избират. право. Создаются новые органы гос. власти и управления. Проблема создания нового нац. гос. аппарата, призванного заменить старый аппарат колониальной администрации, является одной из сложных проблем, стоящих перед мн. молодыми Г.
Молодые Г. играют активную роль в создании нац. экономики. Это одна из важных внутр. функций, находящая выражение в создании гос. сектора в нар. х-ве, в разработке и осуществлении планов и программ экономич. развития. Осн. чертами, характеризующими внеш. функцию новых Г., являются борьба за мир и мирное сосуществование, укрепление междунар. сотрудничества в интересах полной и окончат, ликвидации колониализма. Нац. Г. все активнее выступают в качестве самостоят. силы на мировой арене, причем объективно это - в осн. сила прогрессивная, революционная и антиимпериалистическая.
Суверенные Г., образовавшиеся в результате освобождения от колониальной зависимости, не однородны. В их экономич. политике, в отношении к империализму, в политич. ориентации имеются существ, различия. Кроме того, наряду с суверенными миролюбивыми Г. существуют Г., правящие круги к-рых пошли на серьезнее ограничение нац. суверенитета. Это выразилось в их участии в агрессивных блоках, в создании марионеточных режимов, фактически подчиненных империалистич. Г. В таких странах, где правящие круги проводят реакц. антинац. политику, как правило, происходит переход к диктаторским методам управления, возрастает, в частности, роль воен.-полицейского аппарата. Демократич. институты и права или открыто ликвидируются, или сохраняются чисто фиктивно. Различия в отношении к империализму во внутр. и внеш. политике отд. гос-в объясняются прежде всего разной клас. природой гос. власти. Наиболее склонны к капитуляции перед империализмом режимы, представляющие феод. и компрадорские элементы. В нек-рых случаях и нац. буржуазия, оказавшись у власти, изменяет общенац. интересам. С наибольшей последовательностью курс на укрепление нац. независимости проводится в гос-вах, где народные массы добиваются возможности воздействовать на жизнь государства. Перед всеми освободившимися или освобождающимися от колониализма странами стоит одна общая коренная проблема: по какому пути - капиталистическому или некапиталистическому - пойдут они в своем развитии. Странам, освободившимся от колониальной зависимости, в совр. условиях открыта благоприятная возможность образовать Г. нац. демократии, к-рое способно создать особо благоприятные условия для некапиталистич. развития. Политич. основа Г. нац. демократии - блок всех прогрессивных, патриотич. сил, борющихся за полную нац. независимость, за широкую демократию, за доведение до конца антиимпериалистической, антифеодальной, демократической революции.
Социалистическое Г. В результате социалистич. революции на смену эксплуататорскому Г. приходит новый, высший тип - социалистич. Г. Впервые в истории такое Г. возникло в России в результате Вел. Окт. социалистич. революции 1917. В результате нар.-демократич. и нац.- освободит. революций, развернувшихся в ходе и после 2-й мировой войны, возник ряд новых социалистич. Г. Значительно раньше в др. ист. условиях образовалась Монг. Нар. Республика. После 2-й мировой войны социализм превратился в мировую систему. Возникновение социалистич. Г. - закономерный и необходимый результат социалистич. революции. Революция свергает господство эксплуататорского меньшинства и превращает рабочий класс в политич. руководителя общества. Создаваемое им социалистич. Г. охраняет завоевания революции от нападений внутр. и междунар. реакции и осуществляет творческую программу строительства социализма и коммунизма. По своей клас. сущности социалистич. Г., возникающее в результате революции, является Г. диктатуры пролетариата. Оно остается таковым в течение всего переходного от капитализма к социализму периода. Победа пролетариата в революции не приводит тотчас и автоматически к устранению эксплуататорских классов и клас. борьбы. Свергнутые эксплуататорские классы стремятся использовать все средства (и, в частности, помощь внеш. контрреволюции) для того, чтобы отстоять свое существование и помешать успешному социалистич. строительству. В силу этих причин руководящая роль пролетариата в социалистич. преобразовании общества неизбежно принимает форму диктатуры пролетариата, к-рая, в свою очередь, выступает как гос. руководство обществом. Проводимая политич. властью пролетариата гигантская хоз.-организаторская и культурно-воспитат. работа, распространение социалистич. демократии на самые широкие слои населения оказываются неразрывно связанными с задачей подавления и ликвидации свергнутых и сопротивляющихся эксплуататорских классов. Социалистич. Г. уже на этой стадии развития, т. е. выступая как Г. диктатуры пролетариата, коренным образом отличается от эксплуататорских типов Г. Во-первых, оно является орудием господства возглавляемого рабочим классом трудящегося большинства над эксплуататорским меньшинством и, во-вторых, оно преследует цели не увековечивания господства одного класса над другим, а построения нового социалистич. общества. В. И. Ленин указывал в этой связи, что в переходный от капитализма период Г. как особая машина для подавления еще необходимо, но это уже "... переходное государство, ... уже не государство в собственном смысле, ибо подавление меньшинства эксплуататоров... совместимо с распространением демократии на такое подавляющее большинство населения, что надобность в особой машине для подавления начинает исчезать" (Соч., т. 25, с. 435).
Представители антикоммунизма, пытаясь исказить сущность Г. диктатуры пролетариата, утверждают, что поскольку после победы социалистич. революции в России и ряде др. стран пролетариат не составлял в них большинства населения, постольку социалистич. Г. представляло собой диктатуру меньшинства над большинством. Это - фальсификаторское рассуждение, ибо диктатура пролетариата является особой формой союза рабочего класса с крестьянством и иными трудящимися. Рабочий класс руководит крестьянством и др. трудовыми слоями общества, способствуя их добровольному переходу на рельсы социализма. "Это-руководство как характерная черта пролетарской власти коренным образом отличает ее от буржуазного государства, знающего только отношения господства и подчинения" (Хрущев Н. С, О Программе КПСС, 1961, с. 81).
Принципиально новая сущность социалистич. Г. в сравнении с эксплуататорскими типами Г. не могла не вызвать к жизни новых выражающих ее форм организации гос. власти. Важнейшее требование марксизма-ленинизма в отношении социалистич. Г. - постоянное, непременное и притом решающее участие масс в демократич. управлении Г. (см. В. И. Ленин, Соч., т. 28, с. 443). Исторически первой формой социалистич. Г., отвечающей этому требованию, явилась Республика Советов. В зарубежных социалистич. странах политич. организация имеет ряд особенностей в сравнении с Советами (Напр., наличие нар. или отечеств, фронтов, многопарт. система в нек-рых из них и др.), обусловленных ист. особенностями становления в этих странах Г. диктатуры пролетариата. Однако осн. черты советской и нар.-демократич. формы Г. едины: это - респ. форма правления, обеспечивающая полновластие представит. органов народа; демократический централизм как орг.-правовой принцип всей гос. структуры; и при сов. и при нар.-демократич. форме Г. аппарат новой гос. власти возник в результате слома старого военно-бюрократич. аппарата (хотя сам процесс слома в различных условиях протекал по-разному) и по своему составу и принципам деятельности максимально способствует осуществлению народовластия. Новая сущность социалистич. Г. нашла отражение и в формах гос. устройства. В многонац. странах принцип социалистич. федерализма создал все возможности и условия для уничтожения всякого нац. гнета, для добровольного объединения свободных и равноправных наций и народностей в едином Г.
Г. диктатуры пролетариата выполнило (в Сов. Союзе) и выполняет (в странах нар. демократии) ист. задачи переходного от капитализма к социализму периода. Социалистич. Г. служит основным орудием социалистического преобразования общества. Оно организует и сплачивает массы, осуществляет плановое руководство экономич. и культурным строительством, обеспечивает защиту революц. завоеваний народа. В этот период Г. выполняет след. осн. функции: подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов; контроля за мерой труда и мерой потребления; хоз.-организаторскую; культурно-воспитательную; охраны социалистич. собственности и обществ. порядка; обороны страны от нападения извне и борьбы за мирное сосуществование. Формы осуществления этих функций в конкретных условиях разных стран не одинаковы. Так, Напр., в европ. странах нар. демократии свергнутая буржуазия не смогла развязать гражд. войну против победившего пролетариата, вследствие чего и осуществление первой из названных функций происходило в менее жестких формах, чем те, к к-рым оказалась вынужденной прибегнуть Сов. власть.
После того как социализм одерживает решающие победы во всех областях обществ. жизни, начинается процесс перерастания Г. диктатуры пролетариата в общенародное Г. В ходе социалистич. преобразований диктатура пролетариата сама претерпевает изменения. С ликвидацией эксплуататорских классов внутри страны отмирает гос. функция подавления их сопротивления. Пролетарская демократия все больше превращается во всенар. социалистич. демократию. В СССР этот процесс начался в сер. 30-х гг., когда социализм одержал решающие победы в городе и деревне. Он нашел свое отражение в Конституции СССР 1936. Однако процесс перерастания был в СССР довольно длительным, ибо в конкретно-исторических условиях всемерное развитие социалистич. демократии тормозилось как внешними условиями (угроза воен. нападения, а затем война), так и условиями культа личности Сталина и допущенными им ошибками. Из факта расширения социальной базы диктатуры пролетариата в результате победы социализма Сталин делал неправильный вывод о том, что диктатура пролетариата должна непременно оставаться в неизменном виде и даже усиливаться. Ошибочное положение об обострении клас. борьбы по мере успехов социализма привело к упрощенному пониманию укрепления социалистич. Г., как усилению прежде всего органов гос. принуждения. Оно послужило также теоретич. обоснованием нек-рых ограничений демократии и нарушений социалистич. законности - массовых репрессий, что привело к гибели ряда крупных парт, и гос. деятелей. Существенные ошибки имела и конструкция Сталина о фазах и функциях социалистич. Г. (утверждение, будто в переходный от капитализма к социализму период хоз.-организаторские и культурно-воспитат. функции не получили серьезного развития; сведение роли социалистич, законности лишь к охране обществ. собственности и др.). Она не конкретизировала, а схематизировала ленинское учение о социалистич. Г. и извращала его. Все эти ошибки затрудняли правильное понимание процесса перерастания Г. диктатуры пролетариата в общенародное. Но этот процесс с неумолимой силой пробивал себе дорогу, вопреки всем препятствиям, связанным с культом личности. Осуждение партией на XX съезде КПСС (1956) культа личности Сталина и восстановление ленинских норм внутрипарт. и гос. демократии было необходимым условием завершения процесса перерастания Г. диктатуры пролетариата в общенар. Г. Обеспечив полную и окончат, победу социализма и переход общества к развернутому строительству коммунизма, диктатура пролетариата выполнила свою ист. миссию и с точки зрения задач внутр. развития перестала быть необходимой в СССР. Рабочий класс Сов. Союза, исходя из задач построения коммунизма, преобразовал Г. своей диктатуры во всенар. Г., орган выражения интересов и воли всего народа; он изменил тем самым характер осуществления своей руководящей роли в обществе. Это нашло отражение в Программе КПСС (1961). Другие социалистич. страны, находящиеся на этапе строительства развитого социалистич. общества (Напр., ЧССР), вступили уже в процесс перерастания гос-ва диктатуры рабочего класса в общенар. Г.
Общенар. социалистич. Г. не может противопоставляться Г. диктатуры пролетариата, к-рая уже с момента своего зарождения носит в себе черты всеобщей социалистич. демократии. По мере развития социализма эти черты усиливаются и в результате полной его победы становятся определяющими. С переходом в эту новую стадию укрепляется и расширяется социальная база социалистич. Г., оно становится более сильным. Это означает не рост его принудит.-адм. действий, как это пытаются изображать бурж. и ревизионистские авторы, а возрастание его хоз.-организаторских и культурно-воспитат. возможностей.
Г. как общенар. организация сохраняется до полной победы коммунизма. Без гос. руководства невозможно создание материально-технич. базы коммунизма и преобразование социалистич. обществ. отношений в коммунистические; на Г. ложатся важные задачи в области развития культуры и идейной жизни общества, воспитания масс в духе коммунистич. сознательности; в период перехода от социализма к коммунизму продолжает действовать принцип распределения по труду, что вызывает необходимость строгого контроля над мерой труда и потребления, а это невозможно без Г. и права; Г. необходимо для охраны социалистич. собственности, обществ. порядка, прав и законных интересов граждан. Важнейшим фактором, обусловливающим необходимость Г. в период перехода к коммунизму, является опасность агрессии со стороны империалистич. Г.
Гл. направление развития социалистич. государственности в период строительства коммунизма - это всестороннее развертывание и совершенствование социалистич. демократии, активное участие всех граждан в управлении Г., в руководстве хоз. и культурным строительством, улучшение работы гос. аппарата и усиление нар. контроля над его деятельностью. Возрастает роль системы представит. органов власти - Советов (расширение их компетенции, увеличение числа депутатов и т. д.). Происходит передача нек-рых функций гос. органов обществ. орг-циям. Развивается непосредств. демократия и, в частности, практика всенар. обсуждения важнейших мероприятий и законопроектов. Происходит дальнейшая демократизация структуры и форм деятельности гос. аппарата (строгое соблюдение принципа периодич. сменяемости, расширение выборности и т. д.). Укрепляются материальные и юридич. гарантии широких демократич. прав и свобод граждан социалистич. Г.
Период развернутого строительства коммунизма характеризуется дальнейшим возрастанием в системе политич. организации социалистич. общества роли и значения Коммунистич. партии, к-рая всегда была ведущим, направляющим звеном этой системы, руководящей силой в Г.
Выступая как орудие построения бесклассового коммунистич. общества, социалистич. Г. создает тем самым условия, при к-рых оно станет ненужным, отомрет. Вывод об отмирании Г. в условиях бесклассового коммунистич. общества - одно из важнейших науч. предвидений основоположников марксизма-ленинизма. "С исчезновением классов исчезнет неизбежно государство. Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором" (Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, в кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21, с. 173). Развивая и конкретизируя положения Маркса и Энгельса об отмирании гос-ва, Ленин подчеркивал, что это отмирание "...представляет из себя заведомо процесс длительный" (Соч., т. 25, с. 429). Марксистское учение об отмирании Г. в корне отличается от взглядов на Г. анархистов, требовавших непосредств. перехода от бурж. Г. к безгосударств. об-ву, а равно и тех, кто, рассматривая процесс развития социализма как стихийный, требует отмирания, свертывания Г. чуть ли не немедленно после победы пролетарской революции. Социалистич. Г. необходимо и для победы социализма, и для всего периода перехода от социализма к коммунизму. Процесс отмирания Г. охватит целую ист. эпоху и завершится лишь тогда, когда общество полностью созреет для самоуправления. На протяжении определенного времени будут переплетаться черты гос. руководства и обществ. самоуправления. Необходимость в Г. отпадет только с построением развитого коммунистич. общества в СССР и при условии победы и упрочения социализма на междунар. арене.
Отмирание Г. не означает установления в обществе анархии. Коммунизм - это высокоорганизованное общество. В нем. не будет политич. власти, но будет высокоорганизованное обществ. самоуправление, к-рое явится результатом развития социалистич. государственности. Подобно тому как коммунизм вырастает из социализма как дальнейшее развитие присущих ему тенденций и закономерностей, точно так же между социалистич. государственностью и будущим коммунистич. самоуправлением неизбежна ист. преемственность. Отмирание Г., если понимать его диалектически, есть вопрос о преобразовании социалистич. государственности в коммунистич. обществ. само- управление.
"Развитие социалистической государственности постепенно приведет к преобразованию ее в общественное коммунистическое самоуправление, в котором объединятся Советы, профессиональные, кооперативные и другие массовые организации трудящихся. Этот процесс будет означать дальнейшее развитие демократии, обеспечивающей активное участие всех членов общества в управлении общественными делами. Общественные функции, аналогичные нынешним государственным функциям управления хозяйством и культурой, сохранятся и при коммунизме, видоизменяясь и совершенствуясь в соответствии с развитием общества. Но характер и способы их осуществления будут иными, чем при социализме. Органы планирования и учета, руководства хозяйством и развитием культуры, являющиеся сейчас государственными, утратят политический характер и станут органами общественного самоуправления. Коммунистическое общество будет представлять собой высокоорганизованное содружество людей труда. Сложатся единые общепризнанные правила коммунистического общежития, соблюдение которых станет внутренней потребностью и привычкой всех людей" (Программа КПСС, 1961, с. 109-10).
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4; Маркс К., Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8; его же, Гражд. война во Франции, там же, т. 17; его же, Критика Готской программы, там же, т. 19; Энгельс Ф., Франкский период, там же, т. 19; его же, Анти-Дюринг, там же, т. 20 (См. предм. указ.); Ленин В. И., Задачи пролетариата в нашей революции, Соч., 4 изд., т. 24; его же, Гос-во и революция, там же, т. 25; его же, Пролет. революция и ренегат Каутский, там же, т. 28; его же, О гос-ве, там же, т. 29; его же, Детская болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 31; его же, Марксизм о гос-ве, М., 1958; Программные док-ты борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Программа КПСС (принята XXII съездом КПСС), М., 1961; Хрущев Н. С, О Программе КПСС, М., 1961; История гос-ва и права (под общей ред. П. Н. Галанза и 3. М. Черниловского), т. 1-3, М., 1949-1961; Основы теории гос-ва и права, М., 1963; Аржанов М. A., Гос-во и право в их соотношении, М., 1960; История политич. учений, под ред. С. Ф. Кечекьяна, М., 1960; Теория гос-ва и права. Основы марксистско-ленинского учения о гос-ве и праве, М., 1962; В. И. Ленин о гос-ве и праве. Л., 1961; Oppenheimer F., 'Der Staat, 3 Aufl., Jena, 1929; Jel linek G., Allgemeine Staatslehre, 3 Aufl., В., 1914.
Всемирная история, т. 1-9, M., 1955-62 (См. особенно введение к каждому тому и к отд. частям томов); Тюменев А. И., Гос. х-во древнего Шумера, М.-Л., 1956; Дьяконов И. М., Обществ. и гос. строй древнего Двуречья. Шумер, М., 1959; Янковская Н. В., Нек-рые вопросы экономики Ассир. державы, "ВДИ", 1956, No 1; Шифман И. Ш., Объединение финикийских колоний в Зап. Средиземноморье и возникновение Карфагенской державы, там же, 1960, No 2; Переломов Л. С. Империя Цинь - первое централизованное гос-во в Китае (221-202 гг. до н. э.), М., 1962; Колобова К. М., Возникновение и развитие Афинского гос-ва (X-VI вв. до н. э.), Л., 1958; Доватур А. И., Вопросы истории афинской демократии в новейшей зарубежной лит-ре, в сб.: Критика новейшей бурж. историографии, М.-Л., 1961; Перетерский И. С., Всеобщая история гос-ва и права, вып. 2, Рим, М., 1944; Утченко С. Л., Идейно-политич. борьба в Риме накануне падения республики. М., 1952; Машкин Н. A., Принципат Августа, М.-Л., 1949; Jacobsen Th., Primitive democracy in ancient Mesopotamia, "J. of Near Eastern Studies", 1943, v. 2, No 3; его же, Early political development In Mesopotamia, "Z. für Assyriologie und vorderasiatische Archäologie", 1957, Bd 18(52); Busolt G., Griechische Staatskunde, 3 Aufl., Bd 1-2, Münch., 1920-26; Ehrenberg V., Der Staat der Griechen, Tl 1-2, Lpz., 1961; его же, Von den Grundformen griechischer Staatsordnung, Heidelberg, 1961.
Колесницкий Н. P., Исследование по истории феод. гос-ва в Германии, М., 1959; Гутнова Е. В., Возникновение англ. парламента. (Из истории англ. общества и гос-ва XIII в.), М., I960; Мавродин В. В., Образование др.-рус. гос-ва, Л., 1945; Черепнин Л. В., Образование рус. централизованного гос-ва в XIV -XV веках, М., 1960; Пашу то В. Т., Образование Литов. гос-ва, М., 1959; Граус Ф., К вопросу о происхождении княжеской (королевской) власти в Чехии, "ВИ", 1959, No 4; Гуревич А. Я., Осн. проблемы истории ср.-век. Норвегии в норв. историографии, в сб.: Ср. века, в. 18, М., 1960; Сказкин С. Д., Проблема абсолютизма в Зап. Европе, в сб.: Из истории ср.-век. Европы (X-XVII вв.), М., 1957; Люблинская А. Д., Франция в нач. XVII в. (1610-1620 гг.). Л., 1959; ее же, Новейшая бурж. концепция абсолютной монархии, в сб.: Критика новейшей бурж. историографии, М.-Л., 1961; Пти-Дютайи Ш., Феод. монархия во Франции и в Англии X-XIII вв., пер. с франц., М., 1938; Петрушевский Д. М., Очерки из истории англ. гос-ва и общества в ср. века, 4 изд., М., 1937; Кареев Н. И., Поместье-государство и сословная монархия ср. веков, 3 изд., СПБ, 1913; его же, Зап.-европ. абсолютная монархия XVI, XVII и XVIII веков.СПБ, 1908; Stubbs W., The constitutional history of England in its origin and development, v. 1-3, Oxf., 1940-43; Painter S., The rise of the feudal monarchies, Ithaca, (1951). Бельсон Я. M., Совр. бурж. гос-во и "народное представительство", М., 1960; Шахназаров Г. X., Бурж. гос-во в эпоху империализма, М., 1955; Вопросы совр. гос. права бурж. стран, под ред. В. Ф. Котока, М., 1958; Панов В. С, Реакц. сущность и роль монополистич. гос-ва, М., 1961; Зивс С. Л., Осн. тенденции в развитии совр. империалистич. гос-ва, "Сов. гос-во и право", 1961, No 10; Харвей Д. и Худ К., Брит, гос-во, пер. с англ., М., 1961; Сен Д., От подчинения к независимости, пер: с англ., М., 1960, Русинова С. И., Формы гос. устройства стран, освободившихся от колониализма, "ВЛГУ", 1959, No 23.
Цамерян И. П., Сов. многонац. гос-во, его особенности и пути развития, М., 1958; Л у кьянов А. И. и Лазарев Б. М., Сов. гос-во и обществ. орг-ции, 2 изд., М., 1962; Гос. право стран нар. демократии, учебник, под ред. В. Ф. Котока, М., 1961; Кожохин Б. И., Об особенностях возникновения социалистической государственности в европейских странах народной демократии, "Вестник ЛГУ", сер. экон., филос. права, 1963, No 5, вып. 1; От социалистич. государственности к коммунистич. обществ. самоуправлению, М., 1961; Александров Н. Г., Гос-во и коммунизм, М., 1961; Гавриленков И. Н., О развитии соц. государственности в коммунистич. обществ. самоуправление, М., 1961; Гос-во и коммунизм, М., 1962; Вурлацкий Ф. М., Гос-во и коммунизм. М., 1963; Бовин А.. От гос-ва диктатуры пролетариата к общенар. гос-ву, "Коммунист", 1962, No 5; Лепешкин А. И., Программа КПСС и нек-рые вопросы теории сов. социалистич. гос-ва, "Сов. гос-во и право", 1961, M 12; его же, XXII съезд КПСС о привлечении всех граждан к управлению делами общества и гос-ва, "Сов. гос-во и право", 1962, No 3; Косицын А. П., Об осн. этапах развития сов. социалистич. гос-ва, там же; Фарберов Н. П., Общенар. гос-во - закономерный результат развития гос-ва диктатуры пролетариата, там же, No 7; Чхиквадзе В. М. и 3ивс С. Л., Против совр. реформизма и ревизионизма в вопросе о гос-ве, М., 1959; Сикорский В. М., Социалистич. гос-во и совр. ревизионизм, Минск, 1961.
В. А. Туманов, Я. А. Ленцман
(рабовладельч. Г.),
Е. В. Гутнова (феодальное Г.). Москва.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. . 1973—1982.

Look at other dictionaries:

  • Государство — (state) Система политических институтов, занимающихся организацией общественной жизни на определенной территории. Можно утверждать, что государство является центральным понятием в политике, и поэтому его определение служит предметом острых… …   Политология. Словарь.

  • ГОСУДАРСТВО — 1) политическая целостность, созданная национальной или многонациональной общностью на определенной территории, где с помощью политической элиты, монополизирующей власть, поддерживается юридический порядок, включая законное право применения… …   Философская энциклопедия

  • ГОСУДАРСТВО — существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад. Николай Бердяев Государство получило технические возможности, до которых оно не доросло ни нравственно, ни интеллектуально …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Государство Ва — кит. упр. 佤邦, пиньинь: Wǎ Bāng ва: Mēng Vax, Meung Va …   Википедия

  • “ГОСУДАРСТВО” —     “ГОСУДАРСТВО” (Πολιτεία, ή περί δικαίου, πολιτικός) диалог Платона, завершающий зрелый период его творчества. Сам Платон, по видимому, считал исследование истинных принципов человеческого общежития и проведение их в жизнь главной задачей… …   Философская энциклопедия

  • ГОСУДАРСТВО — ’ГОСУДАРСТВО’ один из наиболее известных диалогов Платона, относящийся к расцвету его творческой деятельности (70 60 е, 4 в. до н.э.). Создававшееся в течение многих лет ‘Г.’ впитало в себя все стороны учения мыслителя, включая его представления… …   История Философии: Энциклопедия

  • «ГОСУДАРСТВО» —         или «О справедливости», диалог Платона, состоящий из 10 книг. Большая часть кн. 1 (за исключением введения рамки), по видимому, представляет собой диалог раннего периода, называемый иногда «Фрасимах». Кн. 2 10 относятся к зрелому периоду… …   Философская энциклопедия

  • государство — Империя, княжество, королевство, царство. Ср. страна... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. государство империя, княжество, королевство, царство, страна, держава, земля,… …   Словарь синонимов

  • Государство — (лат. imperium, civitas; англ. state) в теории права способ организации классового общества как суверенного, исторически сформировавшегося, основанного на определенной преобладающей системе производственных отношений; основной институт… …   Энциклопедия права

  • ГОСУДАРСТВО — ГОСУДАРСТВО, а, ср. 1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры. Демократическое г. Власть, функции, законы государства. Бюджет государства. Во главе государства. 2 …   Толковый словарь Ожегова

  • ГОСУДАРСТВО —     «ГОСУДАРСТВО» (Πολιτεία ἢ περὶ δικαίου; подзаголовок: «О справедливости»), диалог Платона, завершающий зрелый период его творчества. Сам Платон, по видимому, считал исследование истинных принципов человеческого общежития и проведение их в… …   Античная философия

  • ГОСУДАРСТВО — ГОСУДАРСТВО, политическая организация общества с определенной формой правления (монархия, республика). По форме государственного устройства государство может быть федерацией или унитарным государством …   Современная энциклопедия

  • ГОСУДАРСТВО — политическая организация общества с определенной формой правления (монархия, республика). По форме государственного устройства государство может быть унитарным или федерацией …   Большой Энциклопедический словарь

  • ГОСУДАРСТВО — основной институт политической системы, наделенный высшей законодательной властью, т.е. правом устанавливать и регламентировать социальные нормы и правила общественной жизни в пределах определенной территориальной целостности и использовать… …   Новейший философский словарь

  • государство —     ГОСУДАРСТВО, держава, страна, высок. земля, устар. царство …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • Государство — ГОСУДАРСТВО, политическая организация общества с определенной формой правления (монархия, республика). По форме государственного устройства государство может быть федерацией или унитарным государством.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь