Грузино-югоосетинский конфликт

Южная Осетия на карте Грузии

Югоосетинский конфликт (Грузи́но-югоосети́нский конфли́кт) — этнополитический конфликт в Республике Грузия между центральным руководством и самопровозглашённой Республикой Южная Осетия (с конца 1980-х гг. по настоящее время). Обострение осетино-грузинских отношений было вызвано резкой активизацией национальных движений в последние годы существования СССР и стремлением малых народов к повышению своего статуса (развитием сепаратизма в Южной Осетии, с точки зрения грузинских властей). Развитию конфликта способствовало ослабление государственной власти и последовавший распад Советского Союза

.

За период с 1989 г. напряжённость в регионе, где грузины составляют этническое меньшинство, трижды (1991 — 1992, 2004, 2008) перерастала в масштабные кровопролитные столкновения, сопровождавшиеся многочисленными жертвами и разрушениями. Многие мирные граждане в результате конфликта были вынуждены покинуть свои дома

.

Прежде всего, значительное число осетин бежало из Южной Осетии на территорию Северной Осетии, что, в свою очередь, стало одним из обстоятельств, способствовавших возникновению осетино-ингушского конфликта в Пригородном районе Северной Осетии. Вторая группа беженцев — около ста тысяч осетин, вынужденных бежать из внутренних районов Грузии, расселились на территории как Южной, так и Северной Осетии. Наконец, во внутренние районы Грузии была вынуждена бежать значительная часть грузинского населения Южной Осетии

.

С 1992 г. Южная Осетия существовала как фактически самостоятельное непризнанное государство, большую часть территории которого, однако, контролировало грузинское правительство. Безопасность в регионе были призваны поддерживать Смешанные силы по поддержанию мира, созданные в соответствии с Дагомысскими соглашениями 1992 г. между Россией и Грузией

.

В августе 2008 г., после вооружённого конфликта с участием Грузии, России, Южной Осетии и Абхазии российское руководство объявило о признании государственной самостоятельности Республики Южная Осетия. Примеру России последовала Республика Никарагуа

.

Содержание

Предыстория конфликта

Территории по обе стороны Кавказского хребта, населённые осетинами, вошли в состав Российской империи в конце XVIII — начале XIX вв. Территория современной Южной Осетии вошла в состав Российской империей вместе со всей Грузией, как часть её территории. Бо́льшая часть современной Южной Осетии входила в состав Грузино-Имеретинской губернии, а с 28 февраля 1847 — в состав вновь образованной Тифлисской губернии. Северная Осетия была частью Ставропольской губернии, а затемТерской области

.

Операции «Народной гвардии» Грузии в Осетии (19181920)

В составе ГрузССР

При советской власти разделение осетинского народа на разные административные единицы сохранилось. 20 апреля 1922 года декретом № 2 Всегрузинского Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и Совета Народных Комиссаров (СНК) ССР Грузии была образована «автономная область Юго-Осетии» как составная часть Грузинской ССР с центром в городе Цхинвали. В автономную область были включены части территорий Горийского и Душетского уездов бывшей Тифлисской губернии и Рачинского и Шоропанского уездов Кутаисской губернии. Северная Осетия с 20 января 1921 была в составе Горской АССР, с 7 июля 1924 вошла как Северо-Осетинская АССР в состав РСФСР

.

1989 год

В конце 1980-х гг активизация грузинского национального движения и экстремистские действия его руководителей (прежде всего, Звиада Гамсахурдиа) привели к резкому обострению межнациональных отношений в Грузинской ССР

.

В августе 1989 года Верховный Совет Грузинской ССР объявил грузинский язык официальным языком в республике. Созданное в ноябре 1988 года осетинское общественное движение «Адемон Ныхас» (Народный фронт) обратилось к Совету министров, Верховному совету СССР и ЦК КПСС с протестом против этого решения и с требованием рассмотреть вопрос об объединении Северной и Южной Осетии. Позднее Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области объявил официальным языком региона осетинский

.

10 ноября 1989 года Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области принял решение о преобразовании Юго-Осетинской автономной области в автономную республику в составе Грузинской ССР

.

16 ноября Президиум Верховного совета Грузинской ССР признал это решение незаконным и создал «комиссию по изучению вопросов, связанных со статусом Юго-Осетинской АО»

.

23 ноября была предпринята попытка проведения в Цхинвали митинга, для участия в котором из разных районов Грузии сюда на автобусах прибыло несколько тысяч сторонников грузинских националистических движений, которых возглавили Звиад Гамсахурдиа и первый секретарь ЦК Компартии Грузии Гиви Гумбаридзе. Колонна была остановлена у въезда в город. Вооружённое противостояние участников акции, местных властей, милиции и осетинского населения длилось двое суток. Как минимум шесть человек погибли, 27 получили огнестрельные ранения и 140 было госпитализировано. После ухода большинства участников марша, в окружающих Цхинвали грузинских селах, через которые проходят все дороги в город, обосновались члены неформальной организации «Белый легион» (?), терроризировавшие проезжающих по ним осетин

.

1990 год

9 марта 1990 года Верховный совет Грузинской ССР принял декрет о гарантиях суверенитета республики, денонсировав Союзный договор 1922 года. В апреле — июне Верховный совет Грузинской ССР признал незаконными все юридические акты, принятые после установления в Грузии Советской власти в 1921 году, включая Закон СССР о разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации и Закон СССР о выходе из СССР

.

Совет народных депутатов Южной Осетии одновременно принимает постановления о действии Конституции СССР и законов СССР на территориии ЮОАССР

.

В августе 1990 г. Верховный совет Грузии принял закон, запрещающий региональным партиям участвовать в выборах в республиканский парламент. В Южной Осетии это было воспринято как решение, направленное против движения «Адемон Ныхас»

.

20 сентября 1990 г. Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области провозгласил создание Юго-Осетинской Советской Демократической Республики, принял Декларацию о национальном суверенитете и обратился к советскому правительству с требованием о признании самостоятельности республики

.

В октябре 1990 г. Южная Осетия бойкотировала проведение выборов Верховного совета Грузии. К власти в Грузии тем временем на волне подъёма национализма пришёл возглавивший «Круглый стол» Звиад Гамсахурдиа, который выдвинул лозунг «Грузия для грузин, осетины, вон из Грузии» ([1]). Гамсахурдиа, получивший со своим блоком 56 % мест в парламенте, возглавил Верховный совет

.

В ноябре чрезвычайная сессия Совета народных депутатов Южной Осетии заявила о том, что Южная Осетия должна стать самостоятельным субъектом подписания Союзного договора

.

7 декабря в Цхинвали был введён полк внутренних войск СССР из состава Тбилисского гарнизона

.

9 декабря прошли выборы в Верховный Совет Юго-Осетинской Республики. Грузинское население их бойкотировало

.

10 декабря председателем Верховного совета Южной Осетии был избран Торез Кулумбегов, его заместителями — А.Чочиев (руководитель движения «Адемон Ныхас») и Е.Дзагоева. Кулумбегов одновременно возглавил правительство Южной Осетии. В тот же день Верховный совет Грузии принял решение об аннулировании результатов выборов югоосетинских органов власти и об упразднении осетинской автономии, объявив её территорию административной единицей Грузии — «Цхинвальским регионом»

.

11 декабря 1990 в Цхинвали в межэтническом столкновении погибли три человека, и грузинские власти ввели в Цхинвали и Джавском районе - регионе компактного проживания осетин - чрезвычайное положение

.

С середины декабря в Цхинвали из-за блокады практически перестало поступать продовольствие. К Новому году силами грузинской милиции было упразднено областное управление внутренних дел Юго-Осетии и принято на хранение около 200 автоматов

.
Южная Осетия — осетинские и грузинские территории (по данным Грузии)

Характеризуя впоследствии эти события, грузинский исследователь Автандил Ментешашвили писал

:

Масла в огонь подлили и радикальные лидеры национально-освободительного движения Грузии своими поспешными, необдуманными действиями, высказываниями и призывами на митингах, в прессе и по телевидению. Вспомним хотя бы многотысячный поход на Цхинвали в декабре 1989 года. Зачастую их некомпетентность, политическая близорукость, амбициозность, националистический популизм способствовали усилению и углублению начавшейся конфронтации. Никто из этих лидеров не хотел думать, какой отклик получат их призывы и лозунги у проживающих в Грузии абхазов и осетин и представителей других национальностей.
Политика Звиада Гамсахурдиа, ставшего в ноябре 1990 года председателем Верховного Совета Грузии, а затем и первым президентом страны, наглядно свидетельствует, что не всегда диссиденты становятся мудрыми правителями, встав во главе государства. Иллюстрацией этому является та поспешность, с которой З. Гамсахурдиа обратился к парламенту Грузии в ноябре 1990 г. с предложением ликвидировать Юго-Осетинскую автономную область, кстати, аплодисментами встреченным оппозицией. О последствиях никто не хотел думать. Что последовало за этим, мы все хорошо знаем: военные приготовления в Цхинвали и антиосетинский синдром в Грузии./Автандил Ментешашвили. Исторические предпосылки современного сепаратизма в Грузии/

Война 1991—1992

В начале января 1991 г. Верховный совет Грузии принял закон о формировании Национальной гвардии

.

В ночь с 5 на 6 января по приказу Звиада Гамсахурдиа в Цхинвали были направлены грузинские вооружённые формирования — милиция и национальные гвардейцы, попытавшиеся установить контроль над городом. Полк внутренних войск СССР, несмотря на предупреждения югоосетинского руководства о готовящемся нападении, снял посты на въезде в Цхинвали и беспрепятственно пропустил грузин. Внутренние войска были отведены в военные городки (в Цхинвали до середины 1992 г. были расквартированы два полка Советской Армии - инженерно-сапёрный и вертолётный

).

7 января президент СССР Михаил Горбачёв издал указ, осудивший и декларацию Южной Осетии о независимости, и действия Верховного совета Грузии, и потребовавший вывести из региона все вооружённые формирования, кроме частей МВД СССР. Это требование не было выполнено. Верховный Совет Грузии постановил, что указ является грубым вмешательством во внутренние дела республики

.

Спасаясь от террора национальных гвардейцев, часть жителей Цхинвали укрывалась на территории военных городков. Центр города контролировался грузинской милицией, остальная часть — осетинским населением. Сформированым осетинским отрядам самообороны к 28 января удалось вынудить грузинские формирования уйти из Цхинвали. Цхинвали покинуло и всё грузинское население

.

29 января руководитель Южной Осетии Торез Кулумбегов был обманным путем вывезен из Цхинвали, доставлен в Тбилиси и помещён в тюрьму, откуда он вышел лишь 7 января 1992 г.[1] Республикой в его отсутствие руководил Знаур Гассиев

.

Потерпев неудачу в силовом решении конфликта, власти Грузии установили блокаду Южной Осетии. 1 февраля 1991 г. было отключено её энергоснабжение.[2] По сообщениям осетинской стороны, это привело к многочисленным жертвам от холодов среди стариков и детей.[3] Февраль 1991. Грузинские войска блокировали дорогу, по которой в Цхинвали поступало продовольствие. Осетины в ответ блокировали деревни с грузинским населением вокруг Цхинвали

.

В течение 1991 продолжались периодические вооружённые столкновения. Начался поток беженцев из зоны конфликта на российскую территорию, в первую очередь в Северную Осетию. Беженцы, которым приходилось пересекать территории, контролируемые грузинскими силами, подвергались вооружённым нападениям. Известны несколько случаев массовых расправ над беженцами-осетинами (в частности, расстрел осетинских беженцев на Зарской дороге[4][5][6] и убийство в Ередви 12 осетин.[7]). Одновременно, по данным осетинской стороны, жёсткому давлению в 1990—1991 подвергались этнические осетины, проживавшие во внутренних районах Грузии.[8]

В Цхинвали на помощь югоосетинским ополченцам из России стали прибывать добровольцы из Северной Осетии и казаки

.

Грузинская милиция и Национальная гвардия контролировали стратегические высоты вокруг Цхинвали и осуществляли обстрелы города, приводившие к многочисленным разрушениям и жертвам. Осетинские отряды, базировавшиеся в блокированном Цхинвали, испытывали острую нехватку оружия и боеприпасов и действовали мелкими диверсионными группами. Гуманитарная ситуация в бывшей автономной области и городе была катастрофической. Убитых приходилось хоронить в городских дворах

.

1 сентября 1991 года Южно-Осетинская Советская Демократическая Республика была переименована в Республику Южная Осетия

.

19 января 1992 года в Южной Осетии состоялся референдум по вопросу «о государственной независимости и (или) воссоединении с Северной Осетией». Большинство участвовавших в референдуме поддержало это предложение

.

На окончательный итог вооружённого противостояния в значительной степени повлияла политическая нестабильность в самой Грузии, где в конце 1991 — начале 1992 года вспыхнула гражданская война и произошёл государственный переворот, приведший к свержению Звиада Гамсахурдиа, что на определённое время отвлекло внимание грузинских властей от Южной Осетии

.

Новое грузинское руководство (Эдуард Шеварднадзе, Тенгиз Китовани и Джаба Иоселиани) весной 1992 года спровоцировало военные действия в Южной Осетии. К середине июня грузинские отряды вплотную подошли к Цхинвали, что создало реальную угрозу захвата города. Под давлением российского руководства, однако, Эдуард Шеварднадзе был вынужден пойти на уступки и начать переговоры о мирном урегулировании

.

Вооружённые столкновения были прекращены с подписанием 24 июня 1992 года Борисом Ельциным и Эдуардом Шеварднадзе Дагомысского соглашения о принципах урегулирования конфликта. Всего в ходе боевых действий безвозвратные потери (убитые и пропавшие без вести) с осетинской стороны составили 1 тыс. человек, ранено свыше 2, 5 тыс

.

14 июля 1992 года был прекращен огонь и в зону конфликта для разъединения противостоящих друг другу сил были введены Смешанные силы по поддержанию мира (ССПМ) в составе трёх батальонов — российского, грузинского и осетинского

.

Дагомысские соглашения предусматривали создание органа для урегулирования конфликта — Смешанной контрольной комиссии (СКК) из представителей четырёх сторон — Грузии, Южной Осетии, России и Северной Осетии

.

В Цхинвали была размещена Миссия наблюдателей от ОБСЕ

.

Попытки мирного урегулирования 1992—2004

После подписания Дагомысских соглашений Южная Осетия стала фактически самостоятельным государственным образованием

.

2 ноября 1993 года. была принята конституция республики

.

30 октября 1995 года при посредничестве России и ОБСЕ между грузинской и осетинской сторонами начались переговоры о мирном урегулировании конфликта. 16 мая 1996 года в Москве был подписан «Меморандум о мерах по обеспечению безопасности и укреплению взаимного доверия» ([2]). За подписанием этого документа последовало несколько встреч между президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе и де-факто президентом Южной Осетии Людвигом Чибировым, а также главами правительств Грузии и Южной Осетии

.

Беженцы начали возвращаться в зону конфликта, однако усилению этого процесса мешала тяжёлая экономическая ситуация в регионе

.

Грузия обвиняла руководство Южной Осетии в том, что в отсутствие контроля со стороны центральных властей Южная Осетия фактически превратилась в центр контрабандной торговли, лишавшей Грузию значительной части доходов. С другой стороны, доходы от контрабанды, как утверждается, способствовали укреплению сепаратистского режима. В регионе широкое распространение получили такие виды преступной деятельности, как похищения людей, наркоторговля и незаконная торговля оружием

.

Грузинские власти всегда продолжали рассматривать Южную Осетию как свою административную единицу — Цхинвальский регион, но до прихода к власти Михаила Саакашвили активных действий по восстановлению контроля над Южной Осетией не предпринимали

.

2004 — обострение отношений

Очередное обострение ситуации произошло в начале 2004 года, после того как новое руководство Грузии объявило о курсе на восстановление территориальной целостности страны

.

31 мая 2004 года в зону грузино-осетинского конфликта, где имеют право находиться только российские, грузинские и югоосетинские миротворческие силы и сотрудники местных правоохранительных органов, грузинская сторона перебросила подразделения своих внутренних войск и тяжёлую военную технику. Миссия ОБСЕ в Грузии заявила, что это является «грубейшим нарушением ранее подписанных соглашений»

.

Со второй половины июля 2004 года на территории Южной Осетии происходили регулярные обстрелы города Цхинвали, осетинских и грузинских сёл из стрелкового оружия, гаубиц и минометов. На этом фоне президент Грузии Михаил Саакашвили сделал несколько резких заявлений, обвиняя Россию в попустительстве властям Южной Осетии и Абхазии, не желающим урегулировать отношения с Грузией

.

Одновременно началась дипломатическая война между Грузией и Россией. Тбилиси обратился в международные организации, обвинив Москву в поддержке «сепаратистского» режима, и начал требовать вывода из Южной Осетии российских миротворцев

.

До конца августа грузинские силы безуспешно пытались взять стратегические высоты у Цхинвали, но, потеряв около 20 человек, были выведены из зоны конфликта в Гори, а осетинские вооружённые формирования — в Джавский район Южной Осетии

.

В начале сентября 2004 года генерал-майор Святослав Набздоров передал пост командующего смешанными силами по поддержанию мира (ССПМ) в Южной Осетии генерал-майору Марату Кулахметову, который до этого командовал дислоцированной во Владикавказе 19-й мотострелковой дивизией

.

5 ноября 2004 года в ходе переговоров между премьер-министром Грузии Зурабом Жвания и де-факто президентом Южной Осетии Эдуардом Кокойты было подписано соглашение о демилитаризации зоны конфликта

.

2005

26 января 2005 года на заседании ПАСЕ в Страсбурге грузинский президент Михаил Саакашвили обнародовал мирные инициативы в отношении Южной Осетии, предложив региону статус широкой автономии. Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты отверг это предложение

.

В феврале 2005 года при невыясненных обстоятельствах погиб премьер-министр Грузии Зураб Жвания, курировавший проблемы югоосетинского урегулирования. Принятые в ноябре 2004 г. решения Смешанной контрольной комиссии (СКК), касающиеся ликвидации фортификационных сооружений в зоне конфликта, ещё весной 2005 года оставались невыполненными

.

2006

Февраль

В начале февраля 2006 г. словесная война между Россией и Грузией усиливается как никогда. Поводом для обострения становится ДТП с участием российского военного грузовика. 1 февраля в окрестностях грузинского села Тквиави «Урал», принадлежавший российским миротворцам, столкнулся с частными «Жигулями». На место происшествия из Гори было переброшено подразделение спецназа бригады Министерства обороны Грузии, российские миротворцы подтянули свою бронетехнику, по тревоге были подняты и подразделения армии Южной Осетии. Командующему миротворцами генерал-майору Марату Кулахметову удалось развести стороны, однако грузинская полиция забрала «Урал», отправив его на штрафную стоянку в Гори

.

Министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили заявляет, что возмущён «наглостью российских миротворцев». Председатель грузинского парламента Нино Бурджанадзе отмечает, что Грузия «постоянно находится перед угрозой провокаций и взрывов», и заявляет об отсутствии «позитивных шагов со стороны России»

.

Секретарь Совета безопасности Грузии Константин Кемулария заявляет, что пребывание российских миротворцев в конфликтных зонах «создаёт угрозу стране». Грузинский парламент готовится заслушать доклад правительства «О ситуации в Южной Осетии» и принять постановление, требующее начать процедуру вывода российских миротворцев

.

6 февраля председатель комитета по обороне и национальной безопасности парламента Грузии Гиви Таргамадзе заявляет, что российские миротворцы не выполняют своих обязанностей в зоне конфликта в Южной Осетии и должны быть оттуда выведены — если необходимо, с применением силы

.

В ответ командующий Смешанными силами по поддержанию мира генерал-майор Марат Кулахметов заявляет, что для прекращения мандата миротворческих сил в Южной Осетии должно быть принято согласованное политическое решение, а на односторонние силовые акции миротворцы будут отвечать в соответствии с их мандатом, предусматривающим, что любые действия, препятствующие исполнению миротворцами своих обязанностей, должны пресекаться вплоть до применения оружия

.

Поздним вечером 8 февраля южноосетинские военные обнаружили прибытие десяти грузовиков «КамАЗ» со стороны Гори в село Эредви, на границе Южной Осетии и Грузии. По данным Министерства обороны Южной Осетии, в грузовиках находились 250 бойцов Горийской пехотной бригады ВС Грузии. В ту же ночь «КамАЗы» уехали обратно. На запрос командования миротворческих сил госминистр Грузии Георгий Хаиндрава вначале заявил, что грузинские военные прибыли, чтобы «заполнить квоту грузинских миротворцев в Южной Осетии», однако впоследствии сказал, что никакие войска в Эредви не перебрасывались, и обвинил Марата Кулахметова в дезинформации. Тем не менее, российские миротворцы ввели в грузинские села тяжёлую военную технику и сообщили Министерству обороны России, что Грузия перебросила в зону конфликта свои войска

.

Одновременно руководитель министерства обороны Южной Осетии Анатолий Баранкевич привёл свои войска в состояние повышенной боеготовности и вывел к границам Южной Осетии бронетехнику. Солдаты заняли окопы и блиндажи, вырытые в приграничной зоне

.

Осетинские и миротворческие силы вернулись в места постоянной дислокации лишь после того, как 10 февраля военная полиция Грузии освободила троих российских офицеров, задержанных за неделю до этого в Южной Осетии, — сотрудников главкомата сухопутных войск Минобороны России Владимира Иванова и Геннадия Петросяна, а также представителя военной автоинспекции Валерия Крока. Полицейские передали офицеров представителям миссии ОБСЕ в Грузии на окраине грузинского села Кехви на территории Южной Осетии

.

Офицеры прибыли в Южную Осетию для расследования обстоятельств ДТП, произошедшего 1 февраля, но были задержаны под предлогом отсутствия у них грузинских виз ещё на пути в штаб миротворцев в селе Курта, расположенном по дороге к Цхинвали

.

Министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили объявил после этого инцидента, что Грузия введёт визовый режим для российских миротворцев, так что все военнослужащие, не имеющие виз, будут задерживаться. В МИД России заявили, что готовы к консультациям по поводу виз, но данный шаг однозначно направлен на нагнетание напряженности в зоне конфликта. Именно визовые проблемы уже выступали в качестве повода для задержаний российских офицеров в 2004—2005 годах, когда Грузия проводила кампанию против присутствия российских баз на своей территории

.

13 февраля 2006 года в Тбилиси состоялось расширенное заседание комитета по обороне и безопасности парламента Грузии. В начале заседания государственный министр Грузии по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава представил нарушения Дагомысских соглашений, которые, по его мнению, допускают российские миротворцы в Южной Осетии. Главное из них — парад военной техники, проведённый осетинской стороной в Цхинвали 20 сентября 2005 года, когда Южная Осетия отмечала День республики. В параде участвовали танки, боевые машины пехоты и самоходные артиллерийские установки. По словам Хаиндравы, утверждения осетинской стороны, что эта техника будто бы была захвачена у грузинской армии во время вооружённого конфликта, не соответствуют действительности, поскольку грузинские ВС в то время такой техники не имели. Хаиндрава уверен, что эта боевая техника была получена из России через Рокский тоннель. Таким образом, по его мнению, российские миротворческие силы не выполняют главной задачи — демилитаризации зоны конфликта. Миротворческая операция российских войск создаёт угрозу грузинской государственности, и дальнейшее пребывание российских миротворцев на этой территории недопустимо

.

Георгий Хаиндрава привёл следующие факты в доказательство своих заявлений

:
  • при попустительстве российских миротворцев в Южной Осетии действует министерство обороны, которое финансирует Россия;
  • российские военные руководят учениями южноосетинских вооружённых формирований;
  • командующий миротворческими силами Марат Кулахметов действует в интересах российского Министерства обороны, а не как нейтральная сторона;
  • выдача российских паспортов населению Южной Осетии, прокладывание ветки газопровода из Северной Осетии в Южную и финансирование российским правительством строительства объездной дороги на территории Южной Осетии являются «экономической диверсией» и «грубым нарушением всех международных норм».

Министр иностранных дел Грузии Гела Бежуашвили подверг критике заявление российского президента Путина о том, что если Запад признает Косово, то Россия может признать Абхазию и Южную Осетию. Он считает, что, оправдывая сепаратистов в Южной Осетии, Россия должна оправдать их и в Чечне, а заявления МИД России о том, что Россия будет защищать своих граждан в Южной Осетии, означают прямую угрозу Грузии применением силы

.

Представитель МВД Грузии обвинил российские спецслужбы в том, что, под прикрытием миротворцев, они устраивают теракты на территории Грузии (теракт в Гори летом 2005 года, подрыв ЛЭП в октябре 2004 года), чтобы дестабилизировать обстановку в стране

.

Министр обороны Ираклий Окруашвили] привёл данные о составе южноосетинской армии: 2, 5 тыс. профессиональных солдат и офицеров, 2, 1 тыс. ополченцев, 26 танков Т-55, 57 БМП, 8 САУ, 19 ПЗРК «Игла» и «Стрела», 6 установок залпового огня «Град», а также миномёты и пушки различного калибра. Он представил собравшимся переносной зенитный ракетный комплекс «Стрела», который, по его словам, был изъят во время незаконной перевозки российскими военными с военной базы Ахалкалаки в Цхинвали

.

Несмотря на всю представленную информацию, представители правительства Грузии отказались поддержать требование депутатов грузинского парламента о немедленном выводе российских миротворцев из Южной Осетии, поскольку, по словам министра иностранных дел Грузии Гелы Бежуашвили, «Наши друзья на Западе призывают нас к осторожности, и мы должны просчитать все риски, которые связаны с выводом миротворцев. Мы, конечно, негативно оцениваем роль миротворческих сил, но мы придерживаемся пути продолжения диалога с Россией. Нравится нам или нет, нам придется вести консультации с Россией, потому что Россия — участник этого конфликта. И какое бы решение ни принял парламент, мы продолжим этот диалог»

.

15 февраля парламент Грузии принял постановление, в котором обвинил Россию в аннексии грузинской территории и поручил правительству пересмотреть Дагомысские соглашения 1992 года, предусматривающие создание Смешанной контрольной комиссии по урегулированию югоосетинского конфликта и ввод российских миротворцев в зону конфликта, передать в международные организации материалы, доказывающие невыполнение российскими миротворческими силами взятых на себя обязательств, и разработать новый мандат для замены российских военных миротворческим контингентом из других стран. За проект постановления проголосовали все 179 депутатов

.

Сам Михаил Саакашвили, выступая в парламенте, несколько раз призывает к «огромной осторожности» и недопущению «скоропалительных шагов» в отношении миротворческого контингента. По мнению наблюдателей, такие рекомендации Саакашвили получил от своих партнёров на Западе

.

17 февраля Госдума России приняла ответное постановление, в котором обратилась к Владимиру Путину с просьбой обеспечить национальную безопасность России в связи с обострением ситуации вокруг Южной Осетии. По мнению Госдумы, Грузия намеренно дискредитирует действия российского миротворческого контингента, призывая решить «южноосетинскую и абхазскую проблему военным путем»

.

17-18 февраля в Тбилиси под эгидой Евросоюза прошла Международная конференция по безопасности. Представитель Евросоюза по отношениям со странами ближнего зарубежья Бенита Ферреро-Вальднер по прибытии в Тбилиси заявила: «Ваши друзья советуют вам обеспечить безопасность Грузии путём мирного диалога с абхазами и осетинами». Наблюдатели расценили проведение этой конференции как некое послание Запада руководству Грузии, означающее, что евроинтеграция Грузии возможна лишь при мирном решении существующих этнических конфликтов

.

Президент Саакашвили, выступая перед участниками, заявил: «Мы будем очень осторожны в своих действиях, чтобы не привести к возобновлению войны в Южной Осетии». При этом он назвал Абхазию и Южную Осетию «кагэбэшными анклавами, где осуществляются мечты Дзержинского, Ежова, Берии и особенно Андропова, которого идеализируют в одном из крупных государств»

.

18 февраля в Тбилиси состоялось заседание координационного совета по урегулированию грузино-осетинского конфликта, созданного указом Михаила Саакашвили. Принятые решения призваны демонстрировать желание Грузии разрядить напряжённую обстановку, сложившуюся в зоне конфликта после принятия парламентом Грузии постановления о замене российских миротворцев

.

В частности, с 20 февраля Грузия должна начать вывод из Южной Осетии подразделений военной полиции, а подразделения грузинских миротворцев начнут в одностороннем порядке засыпать блиндажи, траншеи и другие фортификационные сооружения в этом регионе

.

Премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели заявил, что грузинская сторона намерена проводить ротацию военнослужащих в грузинском миротворческом батальоне исключительно по согласованию с командованием смешанными силами по поддержанию мира (ССПМ) во главе с российским генералом Маратом Кулахметовым. Кроме того, доукомплектование грузинского миротворческого контингента, составляющего лишь 100 военнослужащих (вместо пятисот, положенных по Дагомысскому соглашению), будет происходить за счёт подразделений грузинской полиции, в которые входят местные жители грузинской национальности, а не частей министерства обороны Грузии. При этом ни один сотрудник и военнослужащий министерства обороны Грузии не сможет зайти в зону конфликта без специального разрешения министерства обороны, а списки имеющих такие разрешения будут переданы наблюдателям ОБСЕ. Ранее российская сторона высказывала подозрения, что слишком частая смена военнослужащих грузинского контингента может производиться для того, чтобы грузинские военнослужащие ознакомились с будущим театром военных действий

.

20 февраля Грузия сняла блокаду всех дорог, ведущих в Южную Осетию, уладив таким образом очередное осложнение в отношениях между Тбилиси и Цхинвали, начавшееся с того, что военные Южной Осетии отказались пропустить на свою территорию грузинских миротворцев, следовавших к месту несения службы в селе Ачабети на территории Южной Осетии. Кризис удалось разрешить на трёхстороннем совещании командования российских и грузинских миротворцев при участии представителей МВД Южной Осетии. Грузинским военнослужащим было разрешено проследовать к месту своей дислокации в сопровождении российских миротворцев

.

В связи с заявлением Грузии о необходимости расширения состава миротворцев в зоне грузино-осетинского конфликта за счёт Украины и других стран Министерство иностранных дел Украины 21 февраля сообщило о готовности направить миротворцев при условии соответствующего мандата ООН или ОБСЕ и соответствующего решения Верховной рады

.

Лидер Южной Осетии Эдуард Кокойты 22 февраля выступил против расширения миротворческого контингента в зоне грузино-осетинского конфликта, заявив, что не видит альтернативы российским войскам. По его словам, односторонние действия Грузии являются «сворачиванием процесса урегулирования и выдавливанием России из этого процесса и в целом из Кавказского региона». Министр иностранных дел непризнанной Южной Осетии Мурат Джиоев заявил, что Украина помогла бы установлению мира гораздо больше, если бы она перестала поставлять Грузии оружие

.

Июнь

Лидеры трёх непризнанных государств — Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья — подписали на трёхсторонней встрече в Сухуми совместную декларацию об общих принципах взаимоотношений и заявление о недопустимости изменения формата миротворческой операции в зонах конфликта [3

].

Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты пообещал в ближайшее время обратиться в Конституционный суд Российской Федерации с документами, свидетельствующими о том, что республика всегда оставалась в составе России. По его словам, Южная Осетия и Северная Осетия вошли в состав Российской империи как единое целое, и Южная Осетия никогда не выходила из состава России. Кокойты утверждает, что у республики есть все документы о вхождении в состав России, но нет ни одного юридического документа, который бы свидетельствовал о выходе из состава России

.

Июль

Глава комитета Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Кокошин заявил, что в случае обострения ситуации Россия будет иметь основания применить весь спектр имеющихся у неё мер для обеспечения стабильности и безопасности в регионе и защиты жизни и здоровья российских граждан, в том числе российских миротворцев, находящихся там [9]. Необходимо отметить, что гражданами России является абсолютное большинство жителей Южной Осетии

.

9 июля в результате теракта [4] погиб секретарь Совета безопасности Южной Осетии Олег Алборов

.

Южная Осетия не отказывается от планов через Конституционный суд РФ добиться признания того, что эта республика является частью Российской Федерации, заявил президент Южной Осетии Эдуард Кокойты на пресс-конференции в Москве 31 июля. Он также выступил против грузинской операции в Кодори и вывода российских миротворцев из зоны грузино-осетинского конфликта [5

].

В июле 2006 ушёл в отставку и вскоре после этого перешёл в оппозицию грузинскому руководству государственный министр Грузии по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава

.
Территории Южной Осетии, контролируемые Грузией до 12 августа 2008 года(администрация Дмитрия Санакоева)

Осень 2006

3 сентябряВ Южной Осетии сбит вертолет МВД Грузии?

12 ноября 2006 года на территории Южной Осетии, преимущественно контролируемой правительством Эдуарда Кокойты, прошёл референдум о независимости и президентские выборы. Одновременно на территории Цхинвальского региона, контролируемой грузинской стороной, прошли альтернативные выборы «президента Южной Осетии», в которых победил Дмитрий Санакоев. Вскоре Санакоев указом президента Грузии Михаила Саакашвили был назначен главой временной администрации Цхинвальского региона

.

Грузинское правительство и многие международные организации заранее объявили проведённый референдум нелегитимным, что с формальной правовой точки зрения соответствует действительности.. По словам Кокойты проведение референдума явилось ответом тем, кто не знает реального положения дел[10]. Явка избирателей превысила 94 %, на избирательные участки пришло 52030 человек[11]

.

2007 год

Обстрел Цителубани — инцидент с падением ракеты в районе посёлка Цителубани

.

2008 год

Ноябрь 2008 года

20 ноября На границе между Абхазией и Грузией в селе Ганмухури Зугдидского района в четверг утром между грузинской полицией и абхазскими силами в течение 40 минут велась перестрелка. Об этом сообщают российские и грузинские агентства

.

По посту грузинской полиции в Ганмухури был открыт огонь с села Пичори Гальского района из автоматического огнестрельного оружия и гранатометов. [6

]

23 ноября Кортеж президентов Польши и Грузии Леха Качиньского и Михаила Саакашвили был обстрелян в воскресенье на границе с Южной Осетией, утверждают польские СМИ. Президент Польши находится в Грузии на торжествах, посвященных пятой годовщине «революции роз». Качиньский отправился в лагерь беженцев, пострадавших во время августовского военного конфликта на Кавказе

.
« Когда мы доехали до российского патруля, с их (с российской) стороны раздались выстрелы. Было как минимум три серии выстрелов из карабинов. Президент (Лех Качиньский) сохранял железное спокойствие. Это были наверняка выстрелы с российской стороны, но не могу однозначно утверждать — были ли эти выстрелы в воздух или в нашу сторону. Президенты не пострадали. Однако программа визита несколько изменилась, поэтому мы не знаем, состоится ли назначенная на вечер пресс-конференция президента Качиньского »

— сказал в прямом эфире телеканала министр в канцелярии главы Польши Михал Каминьский, который в составе официальной делегации находился в колонне автомобилей[7]. Правительство Южной Осетии и МИД России назвали об инциденте с президентами Грузии и Польши на границе с Южной Осетией провокацей.[8] [9

]
« Это провокация чистой воды »

— сказал Лавров

Декабрь

1 декабря со стороны грузинского населённого пункта Квеши были обстреляны осетинские села Цхинвальского района Южной Осетии. Об этом заявил первый замминистра обороны РЮО Ибрагим Гассеев

.

По его словам, «огонь вёлся из крупнокалиберного оружия в направлении осетинских населённых пунктов Цхинвальского района приграничных с этим селом. Вооружённые силы и другие силовые структуры на провокации не поддались. Вместе с тем, дежурные силы и средства были приведены в боевую готовность».[12]


Примечания

  1. Мяло К. Г. Россия и последние войны XX века (1989—2000). К истории падения сверхдержавы. Москва, «Вече», 2002 г.
  2. История противостояния Грузии и Южной Осетии// РБК, 8 августа 2008
  3. Основные причины, заставляющие осетин максимально дистанцироваться от Грузии// ГКИП Республики Южная Осетия, 25 мая 2008
  4. День памяти в Южной и Северной Осетии// Первый канал, 20 мая 2006
  5. В Южной Осетии вспоминают жертв расстрела беженцев// Кавказский узел, 20 мая 2006
  6. Анатолий Чехоев: «Осетия вошла в состав России на четверть века раньше Грузии»// Российская Федерация сегодня, № 10, 2006
  7. Геноцид в Южной Осетии. Хроника событий.// РИА Новости, 9 ноября 2006
  8. О геноциде южных осетин в 1989—1992 гг. Декларация парламента Южной Осетии. 26 апреля 2006// Кавказский узел, 2006
  9. Новости NEWSru.com :: В случае грузинских силовых акций Россия защитит своих граждан в Южной Осетии
  10. Кокойты: РЮО имеет больше оснований для признания, чем Косово
  11. В выборах и референдуме участвовали 94, 6 % избирателей Южной Осетии
  12. km.ru

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

Look at other dictionaries:

  • Грузино-югоосетинский конфликт (2008) — Война в Южной Осетии 2008 года, Пятидневная война Грузино южноосетинский конфликт Грузино абхазский конфликт Дата 7 августа …   Википедия

  • Грузино-южноосетинский конфликт — Южная Осетия на карте Грузии Югоосетинский конфликт (Грузино югоосетинский конфликт)  этнополитический конфликт в Грузии между центральным руководством Грузии и Республикой Южная Осетия (с конца 1980 х гг. по настоящее вр …   Википедия

  • Грузино-осетинский конфликт — Южная Осетия на карте Грузии Югоосетинский конфликт (Грузино югоосетинский конфликт) этнополитический конфликт в Республике Грузия между центральным руководством и самопровозглашённой Республикой Южная Осетия (с конца 1980 х гг. по настоящее… …   Википедия

  • Югоосетинский конфликт — Южная Осетия на карте Грузии Югоосетинский конфликт (Грузино югоосетинский конфликт) этнополитический конфликт в Республике Грузия между центральным руководством и самопровозглашённой Республикой Южная Осетия (с конца 1980 х гг. по настоящее… …   Википедия

  • Южноосетинский конфликт — Южная Осетия на карте Грузии Югоосетинский конфликт (Грузино югоосетинский конфликт) этнополитический конфликт в Республике Грузия между центральным руководством и самопровозглашённой Республикой Южная Осетия (с конца 1980 х гг. по настоящее… …   Википедия

  • Протесты против грузино-южноосетинского конфликта (2008) — прошли по всему миру. В зависимости от политических взглядов протестующих, акции проводились либо в поддержку Грузии и в знак протеста против ввода российских войск, либо в поддержку российского вмешательства и народа Южной Осетии. Содержание 1… …   Википедия

  • История Южной Осетии — Содержание 1 Древнейший период на территории Южной Осетии 1.1 Описание границ Осетии в XIX веке …   Википедия

  • Южная Осетия — Координаты: 42°23′00.86″ с. ш. 44°06′06.8″ в. д. / 42.383572° с. ш. 44.101889° в. д.  …   Википедия

  • РЮО — Республика Южная Осетия Республикæ Хуссар Ирыстон …   Википедия

  • ЮО — Республика Южная Осетия Республикæ Хуссар Ирыстон …   Википедия

  • Южно-Осетинская Советская Демократическая Республика — Республика Южная Осетия Республикæ Хуссар Ирыстон …   Википедия

  • Юсетия — Республика Южная Осетия Республикæ Хуссар Ирыстон …   Википедия

  • Военные преступления в Южной Осетии (2008) — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Военные преступления в войне в Южной Осетии (2008), по заявлениям воюющих сторон, происходили часто, и каждая из сторон …   Википедия

  • Президентство Дмитрия Медведева — Дмитрий Анатольевич Медведев  Президент Российской Федерации и Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами Российской Федерации (2008 2012). 2 марта 2008 года победил на Президентских выборах 2008 года с результатом 70,28 % голосов …   Википедия

  • Военные преступления в войне в Южной Осетии (2008) — Военные преступления в войне в Южной Осетии (2008), по заявлениям воюющих сторон, происходили часто, и каждая из сторон обвиняла в этом своего противника.[1] О военных преступлениях в ходе конфликта также заявляют журналисты, правозащитники и… …   Википедия

Книги