НКЛ-26

Аэросани НКЛ-26
Военные аэросани НКЛ-26 в период Второй мировой войны
Флаг СССР СССР
Масса, т  1, 284
Экипаж, чел.  2
Габаритные размеры, мм
Длина  5500
Ширина  2600
Общая высота  3190
Дорожный просвет  320
Колея  1680
Защита аэросаней
Тип брони  фанера, сталь
Бронирование, мм  10-15
Вооружение
Пулемёт(ы)  Пулемёт ДТ 7, 62 на турели
Боекомплект пулемёта(ов)  10 магазинов
Другое вооружение  10 гранат РГД 33
Двигатель
Тип двигателя  5-цилиндровый звездообразный
Модель двигателя  М-11Г
Мощность двигателя, л.с. (кВт)  110 (81)
Число оборотов в мин  1500-1550
Сорт топлива  Б-70, КБ-70, высший авиационный, «Калоша»
Емкость топливного бака, л  140
Емкость маслобаков, л  20
Тип охлаждения  воздушный
Ходовая часть
Тип винта  деревянный
Диаметр винта, мм  2400
Количество лыж  4
Управляемых лыж  4
Ходовые качества
Радиус поворота, м  8-9
Скорость по шоссе, км/ч  70
Скорость на пересечённой местности, км/ч  25-35
Удельное давление на грунт, кг/см2  0, 04-0, 05


Аэросани НКЛ-26 — самоходные сани, которые снaбжены двигателем с толкающим воздушным винтом (пропеллером), который приводится двигателем внутреннего сгорания. Это транспортное средство, прeдназначенное для перeдвижения по снeгу и льду

.

Содержание

Описание

Сани НКЛ-26 имели бронированный корпус, обеспечивающий противопульную и противоосколочную защиту, и были вооружены одним пулемётом ДТ (Дегтярев танковый) калибра 7, 62мм на турели, обеспечивающей круговой сектор обстрела. В движение сани приводились двигателем М-11, аналогичным устанавливаемому на самолёте По-2

.

Корпус

Первые модели были выпущены с деревянным корпусом с четырьмя независимо подвешенными управляемыми лыжами. Каркас собирался из поперечных шпангоутов и продольных стрингеров, а потом обшивался 10-миллиметровой водостойкой фанерой. Сечение корпуса имел вид перевёрнутой трапеции. Его передняя часть защищалась укреплённым под углом в 60° к вертикали броневым щитом - листом противопульной брони толщиной 10 мм. В щите, перед водителем, находился смотровой люк с откидной створкой, в которой выполнена узкая прорезь. Единственная дверь располагалась слева, параллельно сиденью водителя, по бортам имелись два небольших окна из обычного стекла для бокового обзора. В крыше корпуса, над командиром, находилось круглое отверстие, снабжённое усиленной окантовкой. На окантовку закреплялось кольцевое основание, на которое устанавливалась турель для пулемёта типа ДТ калибра 7, 62 мм. Турель имела бронированный щиток с фигурным вырезом для пулемёта. Механизм поворота обеспечивал горизонтальный угол обстрела до 300°; 60° приходилось на зону вращающегося воздушного винта. В задней части, за отсеком командира, размещался бензиновый бак. Ходовая часть аэросаней состояла из четырёх одинаковых по размерам лыж, полуосей и пружинных телескопических амортизационных стоек. Лыжи открытые, Т-образного сечения, взаимозаменяемые. Передняя часть шире, чем задняя, что способствовало уменьшению бокового трения при движении по рыхлому снегу. Изготовлены они из дерева, подошва — из 10-мм фанеры, продольное ребро — из сосновой доски. Крепление — три пары угловых стальных кронштейнов, стойки кабанчика и по концам стальные косынки. Полуоси делали из стальной толстостенной трубы. На внешней стороне, у втулки кабанчика, было приварено ограничительное кольцо и ушки для подсоединения тяги управления и амортизационной стойки. Крепление полуосей к корпусу выполнялось на кварданных сочленениях

.

Управление

Управление аэросанями осуществлялось с помощью рулевого колеса, установленного по оси машины в кабине водителя, через систему тросов и рычагов. При вращении колеса одновременно поворачивались все четыре лыжи, что резко повышало манёвренность. На рулевой трубе размещался барабан для намотки троса. От него трос через направляющие, расположенные на борту и на полу корпуса, тянулся к роликам рычага главного вала. Главный вал был установлен на полу кабины на двух опорах. Для уменьшения усилия на ободе рулевого колеса в систему тросов ввели двойной блок. Для этого на главном валу установили одноплечий рычаг с колонкой роликов на головке. Тросы проходили через блок и качающийся ролик в хвостовой части корпуса. На главном валу снаружи машины закрепили двуплечие сошки, к которым подсоединялись жёсткие трубчатые тяги с вильчатыми резьбовыми наконечниками, соединявшие сошки с полуосями подвески лыж. Для обеспечения одновременного поворота лыж в разные стороны соединение тяг с сошкой главного вала осуществлялось таким образом: правая тяга управления передней лыжей подсоединялась к верхнему ушку сошки, а правая задняя тяга — к её нижнему ушку. С левой же стороны коммутация велась в обратном порядке. Перед водителем находилась приборная доска

.

Мотор

Моторная установка аэросаней НКЛ-26 однотипна и взаимозаменяема с аэросанями НКЛ-16. Двигатель М-11Г имел пять расположенных звездообразно в одной плоскости цилиндров воздушного охлаждения. На двигатель перед установкой на аэросани для запуска с места водителя дополнительно ставили электрический стартёр и генератор. Их место — слева и справа от внешних сторон нижних цилиндров. Двигатель сопрягали ещё с одним агрегатом — подогревателем воздуха на входе в карбюратор. Его установка улучшала работу двигателя при низких температурах, исключая обеднение рабочей смеси, поступающей в цилиндры, и вымерзание всасывающих каналов и карбюратора. Подогреватель воздуха представлял собой кожух, подсоединяемый на фланце к карбюратору. Внутри кожуха проходили выхлопные патрубки двух нижних цилиндров двигателя. При морозах ниже —20° на кожух дополнительно натягивали теплоизолирующий чехол. Двигатель фиксировался на подмоторной раме болтами через амортизирующие и поглощающие вредные вибрации втулки. В нижней части рама заканчивалась двумя вильчатыми проушинами, которыми она крепилась к ушкам силовых узлов корпуса. Спереди к кольцу рамы были приварены ещё две пары ушков — для стяжки упорных подкосов, обеспечивая жёсткость, крепления. Передняя часть мотоустановки снабжалась капотом обтекаемой формы, крепившимся к кольцу моторной рамы. Верхняя часть его откидная, на двух шарнирах. Под ним находились резервный бензиновый и основной масляный баки. Основной топливный бак располагался в задней части корпуса на специальных ложементах, к которым фиксировался стальными лентами. На хвостовик коленчатого вала двигателя, на промежуточной детали — втулке — устанавливался двухлопастный деревянный воздушный винт. Его лопасти по концам и рабочей кромке имели металлическую оковку. Втулка винта посажена на конусный хвостовик коленчатого вала двигателя на шпонке и затянута специальной гайкой. Во избежание самопроизвольного отворачивания она обязательно контрилась проволокой

.

Выхлопные патрубки трёх верхних цилиндров индивидуальные, концы трубок мели косые срезы, расположенные по встречному потоку воздуха. За счёт этого при движении аэросаней происходил интенсивный отсос выхлопных газов

.

Безопасность

Для обеспечения безопасности зоны вращения воздушного винта чаще всего применяли защиту в виде металлических трубчатых ограждений, покрытых яркой красной краской. Для безопасного передвижения в ночное или сумеречное время суток, на корпус к передней части прикрепляли один-два неуправляемых фонаря

.

История

Первая конструкция появилась в 1919 году, а к 1930-м годам технологии и конструкторские идеи были доведены до совершенства. Постановлением ГКО № 516сс от 19 августа 1941 года в Кремле Москвы Государственный Комитет Обороны постановляет распоряжения о производстве, распределении и использовании аэросаней[1]. В декабре 1941 и январе 1942 года по документации разработанной под руководством Н. М. Андреева и М. В. Веселовского, строила новые боевые аэросани НКЛ-26 на Московском глиссерном заводе. Уже в январе 1942 года на льду Ладожского озера аэросани работали по переброске грузов в Ленинград, а боевые аэросани типа НКЛ-26 несли патрулирование и охранение дороги жизни. С началом войны на базе транспортных аэросаней НКЛ-6 были разработаны специальные разведывательные аэросани НКЛ-26. После окончания войны большую часть транспортных аэросаней были переданы для использования в народном хозяйстве. Значительная часть НКЛ-26 и НКЛ-16 была передана Министерству связи РСФСР. Они обслуживали доставку почты на регулярных линиях по рекам Амур, Лена, Обь, Северная Двина, Мезень, Печора и др., где невозможно использование обычных транспортных машин. Производство аэросаней было прекращено в 1959 году

.

Применение

Состояли на вооружении боевых аэросанных батальонов, которые действовали совместно с общевойсковыми частями (главным образом с лыжниками) и выполняли самостоятельно задачи по службе боевого обеспечения - разведка, связь, преследование и прочее. Аэросани НКЛ-26 были рассчитаны на экипаж из двух человек — командира машины, одновременно выполняющего в боевых операциях функции стрелка, и водителя-механика

.

Недостатки

У боевых аэросаней НКЛ-26, в годы активного использования, были выявлены следующие недостатки

:
  • ограниченность радиуса действий с одной заправкой;
  • уязвимость пулёметно-минометным и артиллерийским огнём, что ограничивает возможность для боевых аэросаней вести самостоятельно наступательные действия;
  • несовершенство конструкции аэросаней, что затрудняет эксплуатацию и ограничивает их боевое применение

Конструкция

Представлена габаритная схема, чертежи которой разработал по архивным материалам инженер И. Ювенальев, а выполнили художники К. Коваль и М. Линде. Достаточто подробный список составных элементов предоставлен ниже, в таблице «Компоновочная схема аэросаней НКЛ-26»

.
Компоновочная схема аэросаней НКЛ-26
  1. — передняя лыжа,
  2. — полуось,
  3. — корпус,
  4. — фара освещения,
  5. — броневой лист,
  6. — смотровой лючок,
  7. — створка люка с щелевой прорезью,
  8. — кольцо турели,
  9. — пулемет,
  10. — броневой щит на поворотной турели,
  11. — основной топливный бак,
  12. — заправочная горловина бака,
  13.  — подкосы моторной рамы,
  14. — капот мотоустановки,
  15. — резервный топливный бак,
  16. — съемный масляный бак,
  17. — магнето зажигания,
  18. — воздушный винт,
  19. — выхлопной патрубок,
  20. — двигатель,
  21. — подмоторная рама,
  22. — стартер,
  23. — подогреватель воздуха на входе в карбюратор,
  24. — ограждение воздушного винта,
  25. — задняя амортизационная стойка,
  26. — задняя полуось,
  27. — кабанчик лыжи,
  28. — тормозной механизм,
  29. — задняя лыжа,
  30. — аккумуляторная батарея,
  31. — тяга управления задняя,
  32. — лента крепления бензинового бака,
  33. — ложемент бака,
  34. — сошка главного вала управления,
  35. — тяга управления передняя,
  36. — дверь кабины,
  37. — амортизационная стойка,
  38. — узел крепления полуоси.

Упоминание

Примечания

См. также

Литература

Ссылки


Wikimedia Foundation. 2010.

Look at other dictionaries:

  • НКЛ-27 — полуглиссер. Полуглиссер НКЛ 27 предназначен для разведки реки, для связи и для выполнения вспомогательных работ при устройстве переправ. Полуглиссер НКЛ 27 входит в группу моторных средств понтонного парка Н2П (Н2П 41, Н2П 45). Техническое… …   Википедия

  • НКЛ — Народный комиссариат лесной промышленности, Наркомлес гос. НКЛ напольный коммутационный люк НКЛ невозобновляемая кредитная линия фин …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • НКЛ-16 — Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его …   Википедия

  • НКЛ —   [эн ка эл], неизм., м.   Народный комиссариат лесной промышленности. АГС, 267.   ◘ Предложить НКЛ пересмотреть учебники, справочники, технические пособия с учетом достижений стахановцев. КПСС в рез., т. 3, 277.   Ср. НКЛес …   Толковый словарь языка Совдепии

  • НКЛ — Народный комиссариат лесной промышленности …   Словарь сокращений русского языка

  • Аэросани — Бронированые аэросани НКЛ 26 во Второй мировой войне …   Википедия

  • Результаты выступлений Lotus в Формуле-1 — В первой таблице указаны все результаты выступлений в чемпионате мира, команды Team Lotus, в период с 1958 по 1994 годы. Вторая таблица включает в себя результаты выступлений частных команд использовавших шасси производства Team Lotus, в период… …   Википедия

  • Сезон 2004 Евросерии Формулы-3 — Предыдущий: 2003 Следующий: 2005 Сезон 2004 Евросерии Формулы 3 был вторым годом существования главной европейской серии Формулы 3. Чемпионат состоял из десяти этапов – в каждом по две гонке и проходил на различных европейских трассах. Каждый уик …   Википедия

  • Формула-1 в сезоне 1986 — 37 й Чемпионат мира Формулы 1 ◄ 1985    Сезон 1986    1987 ► Чемпион мира …   Википедия

  • Сезон 1971 Формулы-1 — 22 й Чемпионат мира Формулы 1 ◄ 1970    Сезон 1971 года    1972 ► Чемпион мира …   Википедия

  • Риккардо, Даниэль — Эту страницу предлагается переименовать в Риччардо, Даниэль. Пояснение причин и обсуждение  на странице Википедия:К переименованию/16 декабря 2011. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка и/или… …   Википедия

  • Формула-1 в сезоне 1971 — 22 й Чемпионат мира Формулы 1 ◄ 1970    Сезон 1971    1972 ► Чемпион мира …   Википедия

  • Frank Williams Racing Cars — Не следует путать с Williams Grand Prix Engineering, основанной Фрэнком Уильямсом и Патриком Хэдом в 1977 году и которая известна на сегодняшний день под названием Williams. Frank Williams Racing Cars Руководители Фрэнк Уильямс Пилоты …   Википедия

  • Риккардо — Риккардо, Даниэль Даниэль Риккардо …   Википедия

  • Аэросани в боях за родину —        Огромные просторы при слабой сети дорог, суровые климатические условия Севера нашей Родины давно ставили перед конструкторами задачу создания надежного и скоростного зимнего транспортного средства. Надо ли удивляться, что сразу же вслед за …   Энциклопедия техники